Правила распоряжения грузом

Вопрос о переходе собственности и праве распоряжения грузом является очень актуальным для людей, задействованных в столь популярной сфере в последнее время, как грузоперевозки. Нередко многие клиенты стремятся приравнять права собственности, ответственности и саму собственность. Возможно, подобные попытки имеют под собой определенное рациональное зерно, однако с юридической точки зрения это неверно. Именно поэтому, организовывая международные морские перевозки грузов, следует ознакомиться с рядом основополагающих понятий.

Итак, что такое ответственность? В какой момент она переходит от одного физического или юридического лица к другому? В данном случае такой границей является условие ФОБ, согласно которому до него ответственность лежит на перевозчике, а после – на покупателе. Такое четкое определение окончания ответственности продавца и начала ответственности покупателя предоставляет словарь Инкотермс.

Следующая тема, которая требует более тщательного разбора – это права на груз. В качестве прав на груз могут выступать три оригинала коносамента. Таким образом, передача оригиналов от отправителя к банку, от банка к получателю представляет собой не передачу собственности, а передачу прав на данный груз. Это является важным моментом.

Третьей частью, на которую следует обратить особое внимание, считается собственность. В какой момент времени можно утверждать, что человек владеет определенным грузом? Достаточно парадоксальная ситуация возникает в процессе выкупа груза у отправителя. Посредством перечисления ему денежных средств обеспечивается возможность выкупа оригиналов коносаментов, необходимых для получения груза. После того, как груз оказался на корабле, ответственность за него несут перевозчики. Но, к примеру, в случае возникновения общей аварии просто не происходит выкуп коносаментов, вследствие чего можно утверждать, что отправитель на данный момент выступает собственником груза. Вследствие этого именно на него возлагается ответственность за оплату всех инвойсов, связанных с общей аварией. В результате возникает ситуация, когда условия ФОБ, условия Инкотермс, условия передачи собственности и условия выкупа прав на груз находятся в несинхронном состоянии.

Как видите, три основных момента, которые следует учитывать, организовывая интермодальные перевозки – это ответственность, права и собственность. Первая определяется Инкотермсом, вторые – коносаментом, а третья продиктована законодательством определенной страны.

Отдельно следует сказать о таком моменте, как товарораспределительные документы. К ним относят складочное свидетельство, морской грузовой документ (коносамент) и железнодорожный документ. Как понять, относится ли продукция к товарораспределительной? Достаточно определить, была ли предшествующая перевозка морской. В силу этого ранее выпущенный документ считается товарораспределительным.

Новости логистики
29.05.2018 Первый экспорт алтайского гороха в Индию

Россельхознадзор впервые за всю историю внешнеторговых отношений Индии и России оформил отправку гороха из Республики Алтай в Индию.

28.05.2018 Запущено движение по Крымскому мосту

Заработал мост, соединяющий Крым и Краснодарский край, т.е. материковую часть России. Движение сразу же приняло активный характер. Сразу стало понятно, что появление Крымского моста ожидали с нетерпением.

05.04.2018 Вступило в силу решение Совета ЕЭК №107 по товарам для личного пользования

За три предстоящих года нормы беспошлинного ввоза на товары для личного пользования постепенно снизятся до 25 кг веса и 500 евро стоимости.