Особенности работы с китайскими поставщиками известны всем иностранным компаниям-импортерам. Различия в методах и принципах организации бизнеса между моделями, принятыми среди западных компаний и теми, которые работают в Китае, зачастую вызывает много нареканий и проблем. И немалая их часть связана с переговорным процессом и его особенностями. Что же следует учитывать, принимая решение наладить бизнес с Китаем?
Основной принцип, которым пользуются китайцы при ведении переговоров с иностранными партнерами, говорит о том, что всегда найдется партнер, который готов согласиться с твоей точкой зрения. Именно поэтому китайские поставщики, как правило, ведут себя на переговорах в достаточной степени уверенно. Для того чтобы уравнять шансы, российским бизнесменам необходимо заставить работать этот принцип на себя.
Организуя поставки с доставкой и растаможкой из Китая, следует иметь на примете несколько потенциальных партнеров. Помимо основного поставщика, необходимо предусмотреть возможность сотрудничества также и с другими партнерами. Это даст возможность наладить более эффективные взаимоотношения, а в случае каких-либо проблем партнер-дублер всегда сможет вступить в переговорный процесс. При этом крайне нежелательно наделять своих партнеров исключительными правами и привилегиями. Нередки случаи, когда китайские партнеры рассматривают такие права, как возможность ничего не делать, получая причитающиеся дивиденды. Исключительные права оправданы лишь в том случае, когда это действительно в интересах вашей компании.
Рассматривая возможные способы организации поставок из Китая, можно использовать различные схемы, предусматривающие в том числе и транзит в Эстонии, поскольку транспортными компаниями отработана доставка из любых регионов данной страны. Поэтому при выборе поставщика также не стоит привязываться к одному месту и ограничиваться, скажем, Шанхаем или Пекином, где товары и стоимость работ может быть намного выше, чем в других регионах.
Китай – огромная страна и шансы найти партнеров, которые предложат более приемлемые условия, здесь очень велики. При этом, учитывая особенности менталитета данной страны, своих потенциальных партнеров лучше держать в курсе того, что вы имеете на примете еще несколько компаний, с которыми рассматриваете возможность сотрудничества.