Организация морской перевозки онтейнеров предусматривает необходимость оформления целого пакета документов. Одним из таких документов является букинг. Данный документ позволяет правильно планировать перевозку и координировать действия всех участвующих в ней сторон. Заполняется букинг на нескольких бланках: бланке агента линии и бланке отправителя груза. Необходимо отметить, что оформление данного документа вызывает множество вопросов у клиентов и их поставщиков. Чаще всего данные вопросы сводятся к следующим:
- В каком виде должен быть выслан букинг от клиента агенту линии?
- Как должен быть оформлен букинг, направляемый отправителем груза агенту линии?
К примеру, если вам необходимо заказать доставку из Вьетнама, то заполняя букинг для агента линии, следует указать все данные отправителя груза. При этом обязательно нужно акцентировать внимание на данных контактного лица (менеджера), отвечающего за отгрузку вашего товара. В букинге указывается порт загрузки и порт прибытия, а также сведения о грузе (описание, вес, количество мест, объем), данные по контейнеру и их количество, номер заказа и дата его готовности, а также другие необходимые сведения. Бланк агента линии содержит наиболее полную информацию о планируемой перевозке, в том числе сведения о том, кто и где оплачивает локальные платежи и в какой валюте, а также общие условия перевозки.
В букинге, предназначенном для отправителя груза, указывается информация об агенте. Все сведения, необходимые для заполнения букинга отправителем груза, предоставляет клиент. В целом они дублируют информацию из букинга клиента агенту линии. Следует учитывать, что при заполнении данного документа, сведения о порте, где осуществляется перегрузка с судов океанских линий на фидерные суда, не указываются. У каждой линии этот порт свой. Отправитель должен указать, как и кем будет оплачен фрахт, сведения о количестве запрашиваемых оригиналов коносамента. Также указывается, каким образом будет возвращен порожний контейнер.
После оформления букинга агент линии высылает отправителю и, как правило, экспедитору, оплачивающему перевозку, документ, подтверждающий, что линия приняла контейнер к перевозке. Здесь показывается путь следования контейнера с конкретными датами прибытия в ту или иную точку. Так, если выполняется доставка грузов из США в СПб, то в данном документе будут указаны:
- место, откуда забирается порожний контейнер, дата и время, а также номер контейнера:
- сведения о том, когда загруженный контейнер будет доставлен на терминал;
- дата и время его погрузки на судно океанской линии, название судна;
- порт трансшипмента и дата прибытия судна в данный порт;
- сведения о фидерном судне, выполняющем доставку контейнера, порт прибытия и предварительная дата прибытия груза.
После получения данного документа оформляется коносамент. Инструкцию по заполнению коносамента дает отправитель.