В скором будущем в РФ могут ввести плату для автомобилей и грузовых поездов при пересечении государственной границы. От Минтранса поступило предложение о ее внедрении с применением элементов, используемых в системе «Платон».
Полученные средства будут использованы при обустройстве пограничных пропускных пунктов. По предварительной оценке, на это необходимо около 250 млрд. рублей. По мнению перевозчиков, с новой платой повысится цена их услуг, что приведет к удорожанию товаров импортного производства, но «разумная нагрузка», если с ее помощью сокращается время прохождения границы, все же находит свое оправдание.
Предложение Минтранса связано с итогами заседания ГПК (Государственная пограничная комиссия), состоявшегося в Южно-Сахалинске в августе нынешнего года, на котором были озвучены поручения относительно поиска средств на реконструкцию пограничных пропускных пунктов, их обустройство и эксплуатацию. Первый этап предполагает введение платы в автомобильных и железнодорожных пунктах, находящихся на границе. Деньги с компаний, занимающихся международными автоперевозками, предлагается взимать в зависимости от категории машины, тогда как плата с железнодорожных транспортных средств будет зависеть от тоннажа. Пока не известны ни сроки реализации, ни размер платы, но система должна быть аналогична «Платону» с его элементами взимания средств. По этому вопросу Минтранс планирует проведение расширенного заседания, которое должно состояться во 2-й половине октября. Есть мнение, что введение платы может произойти уже летом следующего года.
В среднем на модернизацию одного пропускного пункта потребуется порядка 1 млрд. рублей. Если учесть, что из более 300 действующих пунктов только 20% соответствуют нормам технического оснащения и обустройства при осуществлении госконтроля, то реконструкция необходима в 200-250 пунктах на автомобильных и железнодорожных переходах через госграницу.
Представители автоперевозчиков говорят, что новый сбор станет очередной нагрузкой для их бизнеса, когда оплата «дополнительного» сервиса повысит стоимость доставки товара и ляжет на конечного потребителя, так как это станет прямыми расходами, связанными с логистикой товаров. Логисты утверждают, что с любыми дополнительными суммами сбора будет меняться тарификация, а это, скорее всего, окажет влияние на конечную стоимость перевозимых товаров.
По отношению к железнодорожным пунктам пропуска, которые и так представляют собой узкое место при грузовых и пассажирских перевозках, то при закрытии либо снижении эффективности их работы ухудшится не только эксплуатационная обстановка на сети, но и скорость доставки. Здесь необходимо учесть, что формирование средств на содержание зависит не только от бюджетных источников и взимания платы с участников ВЭД, но и от введения дополнительных услуг в виде стоянок, заправок и пр., чтобы пользователи ощущали меньше негативного эффекта, сказывающегося на качестве их работы.