Каждый грузовладелец заинтересован в безопасности перевозки. Потеря и порча груза влечет существенные убытки. Для того чтобы их избежать, клиенты пользуются услугами страховых компаний. При этом некоторые грузовладельцы считают, что если транспортная компания имеет страхование ответственности, данный факт гарантирует им компенсацию в случае потери или порчи груза.
Это далеко не так. Компании, выполняющие интермодальные и мультимодальные перевозки,страхуют собственную ответственность за перевозку, а не перевозимый груз. Что это означает для грузовладельца? Во-первых, в случае происшествия по вине перевозчика (это должно быть доказано в суде), страховая компания выплачивает компенсацию, исходя из веса груза, а не его настоящей стоимости. Если грузовладелец хочет, чтобы страховка покрывала реальную стоимость груза, ее следует указать в CMR.
Во-вторых, если происходит событие, повлекшее потерю или порчу груза, и вины перевозчика в данном происшествии нет, страховщики вообще не выплачивают компенсацию за потерю груза. Чтобы снизить риски и иметь возможность требовать компенсацию, страхования ответственности не достаточно. Для этого необходимо застраховать сам груз.
Если планируется доставка морем, необходимо понимать, что в некоторых случаях даже страхование груза не может быть гарантией получения компенсации в случае его утери. Речь идет о так называемых общих авариях, в результате которых происходит крушение корабля. В этом случае судовладелец не только не возмещает стоимость груза, а напротив, владельцы груза компенсируют ему расходы по спасению грузов и проведению аварийных работ. Расходы распределяются среди участников перевозки пропорционально стоимости перевозимого ими груза.
Многие клиенты, даже имея необходимый страховой полис, не могут получить компенсацию за порчу груза. Происходит это чаще всего из-за несоблюдения правил фиксирования данного события. Если, заметив повреждение и порчу груза, клиент все-таки выгружает контейнер, отпускает машину и только потом звонит в страховую компанию, надеяться на возмещение убытков бесперспективно.
В данном случае следует приостановить разгрузку и вызвать сюрвейера. Также необходимо сразу сообщить страховщику о наличии данной проблемы. Сюрвейер составляет коммерческий акт о повреждении груза, который является эффективным инструментом, необходимым для подтверждения убытков грузовладельца.
Случаются ситуации, когда разгрузку остановить невозможно, поскольку это чревато простоями и штрафами, и к тому же сюрвейер оперативно подъехать не может. В этом случае специалисты рекомендуют сделать несколько фотографий, подтверждающих порчу груза, сделать отметку в товаросопроводительных документах, самостоятельно составить трехсторонний акт по стандартной форме (между водителем, приемщиком и третьей независимой стороной) о приемке груза, а также составить уведомление для страховой компании.