Иностранцы, начинающие работать с Китаем, сталкиваются с самыми разными проблемами, которые зачастую их ставят в тупик. Это происходит потому, что Китай имеет собственные традиции ведения бизнеса, и менталитет представителей этой страны очень отличается от европейского. Западные принципы построения бизнеса здесь не работают. Попытки наладить сотрудничество с китайскими производителями, руководствуясь только этими моделями, могут быть связаны с большими затруднениями и разочарованиями.
Новичкам, для того чтобы наладить успешное сотрудничество и беспроблемную доставку грузов из Китая в Россию, следует сначала разобраться с особенностями ведения бизнеса по-китайски. Вопросов, которым следует уделить внимание при этом, очень много. В данной статье остановимся лишь на некоторых из них.
Сроки и затраты
Каждый бизнесмен, имеющий опыт работы с Китаем, может подтвердить, что проблемы, связанные с задержкой сроков и отсутствием определенных цен даже на один и тот же товар у одного и того же производителя, явление отнюдь не редкое. И сам производственный процесс, и сроки выполнения, и качество товаров в большинстве случаев порождают массу вопросов и проблем. Зная реалии бизнеса в Китае, можно как минимум, постараться снизить основные риски.
Даже если с китайскими партнерами заключен контракт, в котором четко оговорены все условия, цены и сроки, это не значит, что они будут в точности соблюдены. Как правило, условия, прописанные в контракте, в процессе работы хоть сколько-нибудь, но изменяются. Связано это может быть с самыми разными причинами, начиная от праздников, отсутствия необходимого сырья, ошибок в процессе производства и перебоев в электроснабжении, до человеческого фактора и неблагоприятных погодных условий, которые могут стать причиной нарушения сроков интермодальных и мультимодальных перевозок из Китая в Россию.
Особенности национальных праздников
В качестве примера, почему могут быть нарушены сроки, можно привести один из самых крупных китайских традиционных праздников – Китайский Новый год. Празднование его приходится на первый квартал нового года (январь или февраль), причем точная дата из года в год меняется. Отдыхают китайцы в этот период около десяти дней. Российские предприниматели, которые хотят получить свой заказ во втором квартале, должны помнить об этом и размещать свой заказ заранее. Лучше это сделать не позднее ноября, поскольку январь в Китае – месяц очень насыщенный и суматошный и задержка с размещением заказа станет причиной более длительных сроков его выполнения.
О личных связях и посредниках
Начиная бизнес с Китаем, необходимо учитывать, что «с нуля» и без помощи посредников заключить выгодную деловую сделку в Китае невозможно. Китайцы относятся с большим недоверием и подозрением к контрактам с незнакомыми им иностранными компаниями. Первый шаг при налаживании контактов – поиск личных связей с потенциальными партнерами. Это могут быть как друзья или знакомые, долгое время проживающие в Китае и имеющие определенный опыт, так и компании-посредники, специализирующиеся в данной сфере.
Принципы ведения бизнеса в Китае отличаются от тех, к которым привыкли европейские бизнесмены, поэтому помощь опытных посредников, как в переговорных процессах, так и при организации доставки и растаможки импортных грузов, будет не лишней. Зная особенности бизнеса по-китайски, посредники смогут договориться о более выгодных ценах и приемлемых условиях. Если же в процессе производства возникнут проблемы – помогут их разрешить.