Морские контейнерные перевозки выполняются линиями с оформлением коносамента. Данный документ является многофункциональным и регулирует отношения между перевозчиком и грузополучателем. Коносамент может быть выпущен морской линией или же логистической компанией, перепродающей сервис от линии. Одной из разновидностей данного документа является домашний коносамент. И, как показывает практика, прибытие груза по домашнему коносаменту может вызвать достаточно серьезные проблемы для грузополучателя.
Данные проблемы нередко возникают при доставке грузов из Китая. Как правило, груз из Поднебесной доставляется морем до СПб или портов Прибалтики, Финляндии. В последнем случае доставка до получателя завершается автоперевозкой из Финляндии в Россию. На практике часто встречаются ситуации, когда у китайского отправителя возникает множество претензий к работе агента клиента (в большинстве случаев необоснованных), вследствие чего он отказывается с ним сотрудничать и настаивает на работе только со своим агентом.
При этом гарантируется своевременная отправка груза, выгодные условия и прочие преимущества. Причиной данного явления служит система откатов, существующая в Китае практически легально. Отправитель груза получает от своего агента бонус в размере 100 – 200€ за контейнер, поэтому он заинтересован в данном сотрудничестве. Если клиент соглашается на эти условия, то груз отправляется через логистическую фирму, а не напрямую через линию. И, как правило, отправка происходит по домашнему коносаменту, а в мастер-коносаменте сведения о клиенте и его компании не указываются.
По прибытии в СПб происходит следующая ситуация: клиент передает некой фирме 3 оригинала коносамента, а в результате получает счет, где указывается, что он должен оплатить данной фирме агентское вознаграждение от 100 до 250€. Помимо этого, свободных дней по контейнеру недостаточно, а за просрочку клиенту придется оплачивать той же компании по 100 – 150 €. Получить же груз клиент может только при условии наличия депозита на 2000 – 4000€.
Т.е. прибытие груза по домашнему коносаменту может повлечь множество дополнительных расходов. Если доставка грузов с растаможкой из Китая выполняется по домашнему коносаменту, свести к минимуму риски можно, заключив контракт именно с фирмой, выпускающей 3 оригинала данного документа.
Коносаменты могут быть необоротными, именными, ордерными и на предъявителя, чистыми и с оговорками. Наиболее безопасный вариант – необоротный коносамент. Ордерный коносамент позволяет изменить собственника груза в тот момент, когда он еще в пути. Коносамент на предъявителя позволяет получить груз любому человеку, предъявившему три оригинала данного документа. В случае утери оригиналов коносамента в процессе пересылки клиенту следует открыть банковскую гарантию на линию в размере 200 – 300% стоимости перевозимого груза. Минимальный срок гарантии составляет 6 месяцев.