Запрет на ввоз подержанных грузовиков из Китая

Российские алюминиевые компании и производители грузовой спецтехники делают попытки лоббировать решение о запрете ввоза из европейских стран и Китая подержанной техники. В настоящее время ежегодный импорт одних только прицепов исчисляется в 160 млрд. рублей, а весь импорт подержанных средств составляет уже 2/3 рынка и продолжает расти.

Старую технику принято считать «промышленными отходами», зачастую ее технические параметры просто не подходят российским дорогам и регионам с низкими температурными показателями. Однако постоянно продается грузовой автотранспорт из Финляндии, других стран Европы и Китая, тогда как эти «отходы» нужно утилизировать на месте, а не везти в Россию. Но в России новые отечественные прицепы и полуприцепы вдвое дороже своих зарубежных аналогов. В прошлом году их поставили в Россию в количестве 65 000 штук, тогда как российское производство составило порядка 35 000 штук.

Если сравнивать новые изделия российского и зарубежного производства, то конкуренция оказывается на российской стороне, поскольку отечественный прицеп стоит на 30%-40% меньше (средняя цена зарубежного изделия 2,5 млн. рублей против 1,8 млн. рублей российского аналога). Алюминиевые полуприцепы и цистерны составляют большую часть парка алюминиевых компаний, экономия топлива и большая грузоподъемность влияют на то, что интерес и спрос на них увеличивается. Всего в России насчитывается почти 500 000 подержанных алюминиевых цистерн (30% от общего количества).

Ввоз подержанных прицепов заставляет страдать отечественное производство. Минэкономики обратилось в ЕЭК с предложением включить прицепы массой свыше 3,5 т. в список товаров, не предназначенных для личного пользования. Минпромторгу предложено сертифицировать спецтехнику старше трех лет, масса которой превышает 3,5 т., так как именно в его компетенцию входит относить или не относить подержанную технику к отходам. Госдуме и правительству предстоит отреагировать на многочисленные обращения представителей Союза производителей дорожно-строительной спецтехники об ограничении импорта подержанной техники всех разновидностей, включая бульдозеры и грузовики, тягачи, самосвалы и трактора, молоковозы и бензовозы, бетономешалки и автокраны, прицепы и полуприцепы, и прочую технику. Производители дорожно-строительной техники те, кто занимается автомобильными перевозками из Казахстана, уверяют, что Россия и Казахстан сами в состоянии производить специализированные машины для сельского хозяйства, коммерческих перевозок, дорожного строительства, коммунальных услуг, заготовки леса, добычи и переработки полезных ископаемых. Они также отмечают, что подержанная спецтехника зарубежных производителей наносит отечественным отраслям большой ущерб.

С. Трифонов, руководитель Союза производителей дорожно-строительной техники, сообщил, что уполномоченным ведомствам были направлены письма с просьбой об ограничении на ввоз такой техники в Россию с использованием методов, не нарушающих правил ВТО. По его словам, письма получили в Госдуме, аппарате правительства, Минприроды, Минпромторге и Минэкономразвития. В Союзе также добиваются исключения возможности ввоза спецтехники в виде единичного транспортного средства для личных целей при таможенном декларировании. Россия не должна превращаться в свалку для старой импортной спецтехники, которую необходимо утилизировать в странах, выпускающих ее. В этой ситуации российское правительство может просто использовать закон «Об отходах производства…» №89-ФЗ, в котором идет речь о порядке признания отходами производства или потребления тех или иных товаров. Ранее применение данного закона остановило ввоз на территорию страны старых покрышек физическими лицами.

Специалисты считают большой несправедливостью, что отечественному производителю приходится обивать пороги почти трех десятков различных инстанций, чтобы вывести автоцистерну либо полуприцеп на рынок, тогда как продавцу старой «бочки», доставленной из Кореи или Китая, достаточно лишь приобрести сертификационный документ о безопасности конструкции, даже не предъявляя на сертификацию саму машину, чтобы ГИБДД зарегистрировало ее. В России, как и во многих странах мира, должны существовать ограничительные механизмы, препятствующие ввозу старой, порой очень опасной, техники на ее территорию. Тем более что события последнего года доказали, насколько опасно быть зависимым от импорта и как важно стремиться к развитию собственного производства.