Япония заинтересовалась возможностями СМП

Япония, которая сейчас отправляет в Европу свои грузы по кружному маршруту через Индийский океан, нацелена на использование Северного морского пути и вместе с Россией отслеживать ледовую обстановку в Арктике. Такое заявление сделано Казуко Сираиси, спецпредставителем Японии по вопросам Арктики, во время ее недавнего визита в Москву в качестве посла.

Япония готова к тому, чтобы отправлять по СМП до 40% грузов, несмотря на то, что бизнес считает пока более привлекательным использование железнодорожных маршрутов и пути в европейские государства через Индийский океан. Страна заинтересована в участии в развитии Северного морского пути, так как он является самым быстрым способом доставки грузов из Азии, который способен обеспечить не менее 40% товарооборота между Японией и Европой. Вселяет оптимизм и оценка Минтранса, согласно которой к 2020 году грузопоток по СМП может увеличиться в десятки раз и достигнуть ежегодного показателя в 65 млн. тонн. Несомненным плюсом СМП является расстояние, соединяющее Европу и Азию: 5 700 морских миль против 12 800 морских миль по Суэцкому каналу. Это значит, что вместо 48 дней пребывание в пути составляет 35 дней, да еще и без сомалийских пиратов. Среди главных недостатков СМП на первом месте находятся суровые климатические условия и непродолжительный период навигации. Еще одним минусом является отсутствие развитой инфраструктуры, ведь из всех портов только в Дудинке готовы принимать судна круглогодично.

По сообщению ТАСС, созданный при российском правительстве аналитический центр – победитель конкурса моделей развития СМП – в настоящее время занимается разработкой стратегии по усовершенствованию жизнедеятельности артерии в рамках поручения главы государства. К 06.06.16 работа над документом, утверждающим новаторскую модель развития этого маршрута, должна завершиться. Он станет новым взглядом на мировую карту транзитных потоков, на происходящие в мире изменения, вызванные ростом китайской экономики и обострением ряда противоречий, связанных, в частности, с существующими транзитными коридорами.

Помимо Японии Северным морским путем интересуется и Китай, с 2013 года – член-наблюдатель Арктического совета, куда, кроме РФ, входит еще семь приполярных государств. Еще летом 2013 года первые морские контейнерные перевозки из Китая в Европу по маршруту Дальнь-Роттердам прошли по СМТ. Китай тогда прогнозировал, что  до 2020 года транзит с использованием данного маршрута достигнет 15% китайского внешнеторгового оборота. Китайцы сразу взяли ориентир на маршрут через Северный полюс, а не вдоль берегов РФ. По мнению некоторых специалистов, Китай может потребовать, чтобы СМП предоставили статус нейтральных вод, прежде чем начать свое масштабное участие в развитии трассы.

По словам вице-премьера Д. Рогозина, для РФ очень важно, чтобы первенство в Арктике сохранялось именно за ней. Главным свидетельством развития СМП являются принимаемые в его поддержку меры и стабильное финансирование. Рогозин заявил, что СМП должен стать свободным и надежным круглогодичным выходом к «большой воде». По его данным, в 2013 году по СМП перевезли около 4 млн. тонн различных грузов, в прошлом году показатель достиг отметки 5,5. Такой рост свидетельствует о надежности и безопасности перспективной трассы. Некоторые специалисты считают, что СМП не так уж привлекателен, особенно для транзитных грузов, и Индийский океан по-прежнему является высокорентабельным южным маршрутом для перевозок из Вьетнама, Китая, Тайваня и других государств АТР. Грузоотправителям, прежде чем остановить свой выбор на СМП, приходится тщательным образом просчитывать экономику данного маршрута со всеми его рисками и неудобствами, несмотря на более низкую цену. Тем не менее, даже имеющиеся недостатки не могут отпугнуть тех, кто усматривает в СМП хорошие перспективы. Инфраструктуру на этом маршруте хоть и медленно, но развивают. Если еще наладить маршрутную сетку с определенной периодичностью, то можно собирать большие караваны, обеспечивая более дешевую проводку грузов.

Сотрудничество с Японией для России очень важно, грузопоток между странами увеличивается, что становится позитивной тенденцией не только морских, но и железнодорожных перевозок. Президент РЖД надеется на сохранение положительной динамики, имеющей хороший эффект для создания единого транспортного пространства РФ, дальнейшего развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока благодаря привлечению японских инвестиций в эту сферу.