Важным фактором повышения конкурентоспособности государства и международного сотрудничества В. Якунин, руководитель Международного союза железных дорог, президент РЖД, считает развитие российских транспортных коридоров. В сфере перевозки грузов основная борьба ведется между железнодорожным, морским и авиационным видами транспорта. Железнодорожная система в создавшихся условиях начинает играть новую роль.
РЖД и Академия наук России разработали концепцию проекта, который назван «Транс-Евразийский пояс RAZVITIE», в основе которого лежит интегральная инфраструктурная система, соединяющая транспортные, энергетические и телекоммуникационные системы в единое целое. Якунин уверен, что в дальнейшем железнодорожный транспорт будет вытеснять авиационное сообщение, в первую очередь авиа доставки из Казахстана и других стран ЕАЭС и СНГ в Россию, так как он является наиболее экологически чистым, безопасным и комфортным видом транспорта. А с развитием современных технологий скоростных пассажирских и грузовых перевозок этому виду транспорта уготовано первостепенное значение.
Выступая на 66-й сессии ЕЭК ООН в Женеве, Якунин высказался за то, чтобы для железнодорожных перевозок была разработана единая система правового регулирования. При наличии единого железнодорожного права можно будет перераспределять грузопотоки, доставляемые морским и автомобильным видами транспорта, на железнодорожный транспорт, а также повышать удельный вес железнодорожного транспорта при трансконтинентальных перевозках, таких как морские перевозки из Канады.
При более глубоком рассмотрении вопросов правовой организации и потенциала в осуществлении международных перевозок, оказывается, что железнодорожный транспорт слишком консервативен и не реализовывает в полной мере своих возможностей. А две правовые системы – восточная Организация Сотрудничества Железных Дорог
и западная Межправительственная организация по международным железнодорожным перевозкам (ОТИФ) – многие годы препятствуют развитию международных транспортных продуктов. С изменениями, которые происходят в мире сегодня, должно прийти осознание в необходимости создания единых норм правового регулирования железнодорожных перевозок. Якунин считает, что началом гармонизации железнодорожного права послужило введение унифицированной накладной ЦИМ/СМГС, предполагающей также новый правовой режим, регламентирующий деятельность железнодорожного транспорта всего евро-азиатского пространства. Последующими вопросами, которые еще предстоит решить, будут технические, технологические, эксплуатационные, финансовые и другие аспекты. Для их решения был разработан проект Конвенции, а также приложения к ней, связанные с прямым международным железнодорожным сообщением, где учтены все нынешние реалии рынка и интересы правовых систем ж/д видов транспорта в странах СНГ, Юго-Восточной Азии и Евросоюза.