Вступление Казахстана в ВТО создает неудобства для стран ЕАЭС

На генеральном совете ВТО, состоявшемся месяц назад, было одобрено присоединение к организации Республики Казахстан, и теперь в парламенте страны должна пройти ратификация договора. Переговоры, которые вел Казахстан, затянулись на целых девятнадцать лет, главной проблемой, мешавшей ускорению процесса, стало членство страны в Таможенном союзе из-за несогласованности тарифов, а также более 3 000 разногласий по номенклатурным позициям.

Меж тем, на переговорах достигнута договоренность о средней ставке, размер которой в Казахстане будет равен 6,5%, в то время как ставка ЕАЭС достигает 10,4%. Казахстан выражал свои опасения относительно рисков реэкспорта, когда импортеры будут предпринимать попытки ввоза товаров на территорию страны по значительно меньшей ставке, чтобы затем продавать их в других странах Евразийского экономического союза. Казахские предприниматели указывали на ряд очень чувствительных позиций, связанных, например, с разницей ввозных пошлин на металлические трубы, к тому де доставленные более дорогими перевозками длинномерных грузов автомобильным транспортом. В Минэкономразвития постарались развеять эти страхи, заявив, что будут работать над совместными мерами по недопущению льготного ввоза в ЕАЭС товаров из третьих стран, но обязательным условием для Казахстана станет необходимость администрирования запрета реэкспорта. В Институте Гайдара, однако, не могут понять, как это будет происходить на самом деле, тем более что отсутствует таможенная граница.

По мнению представителей Минэкономразвития, этот вопрос можно решить введением мер технического регулирования, таких, к примеру, как утилизационный сбор, позволяющий компенсировать разницу пошлин при ввозе через территорию Казахстана. С продуктами питания можно решить вопрос через Россельхознадзор и в случае необходимости применить систему запретов, хотя и первый и второй способы являются достаточно трудоемкими. Если ЕАЭС снизит свои пошлины до казахстанского уровня, то экономикам от этого не придется страдать, да и ВТО получит возможность согласовать вопрос с компенсациями такого снижения и получит дополнительные преференции от других союзников, грузовые перевозки из Казахстана в Россию перестанут быть проблемой. Главное, чтобы не было страха перед проблемами, которые могут возникнуть после присоединения республики к ВТО, тем более что они не критичны. Евразийская интеграция ощущает вред от российского продуктового эмбарго намного сильнее.

Конечно, не всем по душе более либеральные обязательства Казахстана по сравнению с Россией и другими странами союза. Жанар Айтжанова, министр Казахстана по экономической интеграции, заявляет, что у страны есть два изъятия, определяющие различия условий вступления в ВТО Казахстана и России. Одно из них связано с импортными таможенными пошлинами, второе – это временные изъятия по санитарно-фитосанитарным нормам сертификации, например при растаможке одежды. Дело в том, что переговорный процесс по товарам с тремя десятками стран-членов ВТО был завершен Казахстаном еще до создания ТС. А с двусторонними сертификатами республика не сможет распрощаться, пока не достигнута договоренность по той же продукции и с теми же государствами в формате Евразийский экономический союз и 3-я страна. Госпожа Айтжанова утверждает, что начало процесса гармонизации законов внутри ВТО Казахстана и стран ЕАЭС будет происходить с учетом опыта, который применяется для расширения ЕС, при этом не произойдет никаких изменений двусторонних обязательств Казахстана перед Россией. Она допускает, что именно такая позиция Астаны повлияла на длительность переговоров. Как бы то ни было, Казахстан смог совместить требования, предъявляемые и ВТО и ЕАЭС, но с учетом национальных интересов, несмотря на то, что его членство в ЕАЭС являлось проблемной темой при зачислении страны в ряды Всемирной торговой организации. Кремль усмотрел в этом очень важный шаг, способствующий укреплению позиций союза, созданного на основе ТС, на международной арене. А наличие в его составе Армении и Кыргызстана еще больше укрепит позиции и расширит возможности свободного перемещения товаров и услуг, трудовых ресурсов и капиталов.