Возможен ли транзит из Японии по Транссибу?


Грузопоток трансконтинентального железнодорожного коридора Европа – Россия – Япония к 2030 г. может достичь 1 млн. TEU. Об этом стало известно со слов С. Шарапова, заместителя гендиректора ОАО «ИЭРТ» на заседании научно-технического совета РЖД.

Шарапов добавил, что данный международный коридор является очень перспективным проектом. С развитием восточных и западных частей маршрута данного коридора удастся обеспечить его большую пропускную способность. В западной части коридора предусмотрено строительство ж/д линии Кошице – Братислава – Вена и создание в Парндорфе и Нове-Замке мультимодальных терминалов. Данная линия будет иметь протяженность около 390 км. Предполагается, что объем перевозок грузов из Чехии, Словакии, Австрии на участке Кошице – Братислава достигнет 24 млн. тонн, участке Братислава – Вена – 17 млн. тонн к 2030 г. В восточной части коридора предусмотрено строительство железнодорожных линий, сообщением Селихин – Ныш, Дачное – мыс Крильон, а также сухопутных переходов через проливы Лаперуза и Невельского.

Перевозки по Транссибирской магистрали и новому маршруту имеют ряд преимуществ перед традиционным маршрутом по морю через Суэцкий канал. С задействованием сухопутного маршрута сократится время доставки грузов в три с лишним раза.

Уже на протяжении нескольких лет Россия старается убедить японских грузовладельцев поставлять товары не морем, а железной дорогой. Японские компании предпринимали единичные попытки переориентировать поставки на железнодорожный транспорт, но их так и не удалось сделать стабильными. В настоящее время транспортным компаниям и грузовладельцам удобнее использовать морские маршруты, поскольку морские перевозчики соблюдают сроки доставки, хотя они в 2-3 раза продолжительней железнодорожных перевозок. Отправляя свой товар в Европу, японцы предпочитают более дорогостоящий и длительный маршрут по морю в обход РФ, поскольку недовольны не только достаточно высокими российскими тарифами и несоблюдением сроков, но и проблемой непрозрачности в оформлении документов, с которой им приходилось сталкиваться при отправке контейнеров. Подобная ситуация и с перевозками морским транспортом в Австралию из России.

Японские компании заявляют, что готовы пересмотреть маршруты только в том случае, если эти и другие трудности и проблемы будут сняты. Они требуют от России четкого графика движения контейнерных поездов, а также гарантий соблюдения этого графика. Вскоре в Токио должен пройти семинар с участием представителей Координационного совета транссибирских перевозок, компаний-грузовладельцев и грузоотправителей, на котором будут обсуждаться самые наболевшие вопросы по грузоперевозкам, в том числе и по Транссибу.

Японский экспорт в Европу постепенно увеличивается. Восемь месяцев 2014 года показали его рост на 10% относительно показателей за аналогичный период 2013 года. В период с января по июнь прошлого года объем железнодорожных перевозок крупнотоннажных контейнеров между РФ и Японией возрос на 21% и достиг 36 800 TEU. При этом доля экспорта составила 28 500 TEU, импорта – 7 400 TEU, транзитного грузопотока – 0,9 тысяч TEU. Но возвращение клиентов на Транссибирскую магистраль, которую раньше они использовали для перевозок гораздо охотнее, будет сложным, пока не изменится ситуация с уровнем сервиса. Если смотреть в перспективу, то компаний, желающих отправлять товары транзитом через РФ, достаточно много, среди которых в том числе и перевозки из Южной Кореи. На сегодняшний день, правда, лишь десяток этих компаний готов приступить к обсуждению данного вопроса, остальные же опасаются низкого качества предлагаемых услуг и не имеют желания рисковать, перевозя грузы по данному маршруту.