В 2015 году морские порты России в целом прибавили в росте более 23 млн тонн грузов. В процентном выражении объемы перевалки грузов в морпортах РФ выросли почти на 6% в сравнении с 2014 годом, составив в сумме приблизительно 680 млн тонн. Об этом заявил в ходе итогового расширенного заседания коллегии Минтранса глава министерства Максим Соколов.
Прирост произошел благодаря запуску первой очереди многофункционального перегрузочного комплекса Бронка, Мурманского рейдового перегрузочного комплекса и реконструкции причалов порта Анадырь. Также не останавливаются инфраструктурные проекты в морских портах Калининград, Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Мурманск, Сабетта, Новороссийск, Тамань, Темрюк, Петропавловск-Камчатский, Ванино и Восточный.
На VI Международной конференции «Логистика в Арктике», которая прошла в Мурманске, участники также обсуждали вопросы развития морских портов, в частности, Северного морского пути, который вице-премьер Дмитрий Рогозин однажды назвал «Холодным Шелковым путем» и сказал, что строительство новых ледоколов сделает этот маршрут круглогодичным для осуществления внутрироссийских перевозок и перевозок из Азии, США, Канады. Специалисты отрасли отметили, что порты Севморпути необходимо обустраивать контейнерными терминалами и иной сопутствующей современной инфраструктурой, чтобы там могли принимать торговые суда. Помимо обустройства транспортной морской артерии нужен единый оператор, способный на высоком уровне организовывать проводку кораблей.
Росатомфлот уже подтвердил свою готовность начать активную работу на СМП. В частности, с опережением графика идут работы по строительству новых буксиров в рамках проекта «Портофлот». Согласно контракту, новые суда в порту Сабетта, предназначенные для обеспечения комплекса портовых услуг, должны приступить к работе уже 31 мая 2016 года.
Всего проектом подразумевается строительство и эксплуатация трех буксиров ледового класса, по одной единице портового ледокола и ледокольного буксира. Буксиры Атомфлот рассчитывает получить от подрядчиков уже в этом месяце. Суда под названиями «Пур» и «Тамбей» уже летом 2016 года должны выйти в акваторию порта Сабетта.
Помимо непосредственно Севморпути, Северный морской транспортный коридор включает акватории Белого, Баренцева, Печорского и Берингова морей. Он обеспечивает северный завоз и перевозки продуктов питания, работу предприятий нефтегазового и горнорудного комплекса, обустройство новых производственных мощностей, вывоз минерального сырья. На данном участке рост грузопотока в течение 10-ти ближайших лет ожидается до 55 миллионов тонн.
Также о портах речь шла и на деловой конференции «Таможня и ВЭД: диалог бизнеса и власти». Там говорили о планах по расширению с января следующего года пилотного проекта по упрощению прохождения таможенных процедур в портах России, в случае если ныне проводимый эксперимент продемонстрирует положительные результаты. Об этом сообщил руководитель рабочей группы по «Совершенствованию таможенного администрирования» АСИ Виталий Сурвилло – вице-президент «Деловой России».
С 1 апреля данный эксперимент действует в Большом порту СПб и дальневосточных портах России, где внедрены новые показатели таможенной деятельности, и участники внешнеэкономической деятельности представляют при таможенном оформлении в таможню всего три документа: морской коносамент, сертификат происхождения и счет-фактуру. В рамках эксперимента установлены показатели только тех контрольных мероприятий, которые проводятся непосредственно в портах. Это даст возможность сократить их число, начиная от процедуры взвешивания до самого досмотра.