По мнению экспертов, в 2017 году произойдет некоторый рост рынка транспортно-логистических услуг. На его восстановление, однако, будет влиять баланс спроса и предложения. 2016 год называют годом стабилизации, а прогнозы на наступивший год связаны с позитивными явлениями в макроэкономике – повышением цен на нефть и укреплением позиций российского рубля.
Кризис, по наблюдениям аналитиков, не может длиться бесконечно, даже вне зависимости проведения либо отсутствия структурных реформ. Существует историческая зависимость валового внутреннего продукта (ВВП) и покупательской способности населения. К тому же компании, присутствующие в отраслях производства и сбыта продукции, уже несколько лет работают в кризисных условиях, и так или иначе сумели перестроиться и подстроиться к этому. Единственным сдерживающим фактором может стать зависимость некоторых рынков от сезонных факторов. В первую очередь это коснется продовольственных рынков и оптовых доставок продуктов питания.
Одновременно с этим возможный рост несет и определенные вызовы, так как нынешний кризис пережили не все автотранспортные компании. Большое число единиц автотранспортной техники выбыло из перевозочного процесса, на рынке активно продолжается процесс консолидации. На данный момент рост транспортных издержек не является катастрофическим. И как только повысится спрос, в России возникнет ситуация, аналогичная той, которая возникла в 2010-2011 годах, когда тарифы на автомобильные грузоперевозки существенно выросли. Получается, что с оживлением рынка вырастут и цены на транспортные услуги.
Одновременно с этим на ближайшие 2-3 года прогнозируется и сохранение тенденции к сокращению занятого в логистике персонала. В 2016 году около 40% российских логистических и производственных компаний уже были вынуждены сократить количество своих работников, а это меньше, чем в предшествующем 2015 году. 2015 год стал наиболее сложным для логистической отрасли с точки зрения оптимизации персонала. В прошлом году 39% компаний-респондентов сумели сохранить на прежнем уровне число занятых рабочих мест, а 22% участников обзавелись новым персоналом.
Одним из основных факторов, который в дальнейшем будет оказывать влияние на кадровую политику российских компаний, станет показатель изменения объемов товаропотоков. Согласно проведенному опросу, около 78% компаний-респондентов с оптимизмом сморят в будущее. Они рассчитывают на рост товаропотока в 2017-ом. 83% опрошенных уже отметили рост объемов товаропотоков в 2016-ом.