Транзитный маршрут через Казахстан оказался не так прост

В декабре 2015 года Украина, Китай, Грузия, Азербайджан и Казахстан анонсировали новый контейнерный железнодорожный проект «Транскаспийский международный транспортный маршрут», которым по новому направлению «Шелкового пути» будут доставляться товары из Китая в Европу в обход России. В середине декабря первый такой поезд прибыл по укороченному маршруту из Китая в Грузию.

Идея создания такого транспортного, торгового и энергетического коридора между государствами Центральной, Южной Азии и Европой была озвучена еще в сентябре 2013 года китайским лидером Си Цзиньпином во время его визита в Казахстан. Идея была поддержана Украиной, и в последнее время Киев начал активно предлагать свою территорию для транзита грузов в рамках проекта «Великий Шелковый путь».

Первый экспериментальный контейнерный рейс из Украины через Грузию, Азербайджан и Казахстан до Китая отправился 15 января сего года из Ильичевского морского порта в Одесской области. На своем пути он преодолел два моря – Черное и Каспийское. Контейнеры в нем были полупустые, так как участники хотели отработать различные процедуры таможенного оформления на границах.

Предполагалось, что по времени путь из Китая в Европу через порт Ильичевск может занять не более девяти дней при отсутствии задержек по погодным условиям, например, из-за морских штормов. Официальный Пекин одобрил действия Киева, так как путь через российскую территорию занимает 30 дней. При этом Китай отметил важность уже существующих транспортных маршрутов Китай – Европа, которые основываются на Транссибе и новом евроазиатском трансконтинентальном мосте, а также сравнительно невысокую стоимость морских контейнерных перевозок из Китая.

В конце января российские СМИ сообщили, что отправленный поезд на своем пути в Китай затерялся в Казахстане. Какое-то время не было информации, где находится состав.  По неподтвержденной официально информации контейнерный состав был отцеплен и отставлен на станции Балхаш в Карагандинской обл. по причине неуплаты. Однако вслед за этим сразу появилось сообщение, что он прибыл в пункт назначения на станцию Достык на казахстанско-китайской границе.

1 февраля в Мининфраструктуры Украины заявили, что время на осуществление рейса составило 17 суток. Причиной этому был дополнительный судозаход в болгарский порт Варна и задержка на территории Казахстана на станции Балхаш, где поезд простоял двое суток. В конечном итоге поезд прибыл на станцию Достык 31 января – через 16 дней после отправки из Ильичевска.

В преддверии отправки первого состава между Украиной, Азербайджаном, Казахстаном и Грузией был подписан протокол об установлении льготных конкурентоспособных тарифов на железнодорожные контейнерные грузоперевозки по ТМТМ. Документ был подписан в Баку руководителями АО «Укразализныця», ЗАО «Азербайджанские железные дороги», Казахстанской железной дороги и Грузинской железной дороги. На встрече также присутствовали руководящие лица Бакинского международного торгового морского порта и Азербайджанского Каспийского морского пароходства.

Документом предусмотрено установление конкурентоспособных льготных тарифов на доставку грузов по Транскаспийскому маршруту, проведение комплексных мероприятий по упрощению движения составов по маршруту, а также увеличение грузооборота. К данному проекту для жд доставок из Турции подключаются турецкая сторона, а также Литва. В настоящий момент Турция представлена в ныне существующем консорциуме в качестве ассоциированного члена. На 2016 год запланирована отправка из Китая нескольких тысяч контейнеров в направлении Турции и Европы и обратно.