Архангельск вполне может составить конкуренцию порту Мурманск в части приема морских судов предполагаемой Арктической контейнерной линии. По заявлению Алексея Алсуфьева – замгубернатора по инфраструктурному развитию, транспортно-логистические возможности Поморья подходят для создания на территории области базы по снабжению и техническому обслуживанию контейнерных судов. Инициативу поддержали в международной Академии транспорта, подчеркнув значение региона в реализации проекта.
Согласно замыслу разработчиков проекта, эта арктическая контейнерная линия по Северному морскому пути сформирует новые грузопотоки между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Руководство региона считает, что Архангельск может стать одним из важнейших грузообразующих узлов данной линии. Также отмечено, что порт Архангельска находится в наиболее выгодном положении, тогда как у Мурманска существуют ограничения в части железнодорожного сообщения, а санкт-петербургский транспортный узел и так сильно загружен, даже несмотря на снижение объемов перевозок из США в Петербург.
Также в 2015 году намечено расширение пределов зон пропуска в акватории морпорта Сабетта, о чем заместитель руководителя УрТУ Росграницы А. Сидоров и заявил на заседании координационного совета морского пункта пропуска порта. Членам координационного совета была представлена технологическая схема пропуска через государственную границу транспортных средств, грузов, товаров, людей и животных.
Напомним, что грузовой постоянный многосторонний пункт пропуска через госграницу РФ в морском порту Сабетта был установлен распоряжением правительства России 26 декабря 2013 года. Он уже принимает иностранные суда. Основной его задачей является обслуживание процессов, связанных с переработкой углеводородов, добытых на Южно-Тамбейском месторождении, и сжижении газа заводом «Ямал СПГ». Ежегодная мощность завода по сжижению природного газа должна будет достичь 16,5 миллионов тонн СПГ и один миллион тонн газового конденсата в год. Завод находится в процессе строительства, состоящего из трех очередей. Пуск первой очереди должен состояться в конце 2016 года, второй – в 2017, а третьей – в 2018 году. Сегодня пункт пропуска занимается таможенным оформлением оборудования и материалов, необходимых для строительства завода «Ямал СПГ».
Крупным логистическим центром трассы Северного морского пути, включая обслуживание перевозки грузов из США и Канады, может стать и Камчатка, о чем и заявил губернатор Камчатского края В. Илюхин в комментариях к ежегодному посланию Президента России к Федеральному Собранию. Глава региона надеется, что Камчатка войдет в список пилотных субъектов, на которых будут создаваться территории опережающего развития. Проект предполагает развитие морского порта – крупного логистического центра в составе маршрутов Северного морского пути, а также развитие туристического потенциала региона. Учитывая важность освоения Арктики сегодня, Камчатка рассчитывает стать пилотной площадкой новой морской трассы по обслуживанию морских перевозок из Канады, Европы, Китая и других стран АТР.
Также глава региона подчеркнул, что для Камчатки немаловажным остается вопрос снижения контролирующими органами надзора за бизнесом. Главная промышленная отрасль региона в последние годы испытывает настоящий гнет со стороны контрольно-надзорных ведомств. С Владимиром Путиным губернатор накануне обсуждал проблему административных барьеров, которые препятствуют развитию бизнеса дальневосточных рыбопромышленников. После встречи с главой государства у региона появилась надежда, что облегчение наступит уже в новом году. Бизнесу нуждается в понятных правилах. Также важным является и вопрос развития инфраструктуры Камчатки, так как это – изолированный регион и недостаточно развитая инфраструктура зачастую является главным сдерживающим фактором в развитии бизнеса. На сегодня важным достижением является закрепление за дорожным фондом дополнительных постоянных источников доходов. Сегодня в крае активно наращиваются темпы строительства дорог, а с учетом роста объема дорожных фондов, появится возможность решить существующие проблемы отрасли.