В 2015 году грузооборот российских морских портов увеличился на 3% в сравнении с показателями 2014 года, составив около 650 млн. тонн. Свыше 50% от этой цифры пришлось на нефть и продукты нефтепереработки, экспортируемые из РФ. Прирост нефтеналивных грузов достиг 5%, на третьем месте общей номенклатуры обрабатываемых в портах грузов находится такая же традиционная экспортная статья российской экономики, как уголь. Развитие стивидорной инфраструктуры, ориентированной на перевалку угля, проходило в прошлом году весьма динамично. Своими масштабами отличалось строительство угольных терминалов Дальневосточного бассейна. Для «Восточного порта» – крупнейшего угольного терминала страны – началась реализация инвестиционной программы по строительству 3-й очереди комплекса по перевалке угля. Большое количество проектов по созданию угольных терминалов было также заявлено в портах Находка, Восточный, Посьет, Ванино.
Высокодоходные контейнерные грузы, к сожалению, не спешат в российские порты. Если в 2014 году контейнерооборот в российских портах показал снижение на 1%, то в 2015 году его показатель снизился на 25%, и обработка грузов в российских контейнерных терминалах составила только 4 млн. TEU. В подобной ситуации среди факторов, от которых зависит показатель работы отечественных контейнерных терминалов, эксперты называют несовершенство системы российского таможенного администрирования, которая значительно отличается от организации международных перевозок грузов из Европы морским транспортом, а также непродолжительный срок бесплатного хранения грузов на российских терминалах, высокие тарифы за услуги по хранению. Меж тем, российским правительством принимаются меры, направленные на усовершенствование таможенного администрирования. Для улучшения ситуации с морскими портами составлена «Дорожная карта», правда, с внедрением в морских портах механизма единого окна пока еще не все ясно, равно как и с единым перечнем документов и сведений, необходимых для подачи в таможенные органы, а также с интеграцией информационных систем государственных органов контроля при таможенном оформлении товаров и грузов.
Реализация проекта аванпорта Бронка стала важным событием контейнерного рынка России. В сентябре месяце 2015 года в Бронке приняли первую коммерческую партию грузов, к концу декабря подписали соглашения с рядом крупнейших мировых контейнерных линий о судозаходах. Как предполагают специалисты, в скором времени благодаря работе порта Бронка контейнеры из портов соседних стран начнут перетекать в Россию.
Событием года называют назначение О. Белозерова, которому прекрасно известны инфраструктурные проблемы транспортной отрасли, на пост главы РЖД. От него ожидают «зеленого света» проектам, связанным с развитием железнодорожных подходов к российским морским портам. Меж тем, дискуссионный вопрос с идентификацией грузовых тарифов на перевозки железнодорожным транспортом впервые повернулся вектором в сторону грузовладельцев именно в нынешнем году. Ожидается повышение ставки на 7,5%, а не на 9%, как было ранее установлено ФАС в объединении с ФСТ. Такую меру можно считать не только шагом к активизации экономики, но и к увеличению грузооборота морских портов страны.
12.10.15 года вступил в силу федеральный закон о Свободном порте Владивосток, который, как оказалось, в меньшей мере направлен на развитие морских терминалов, нежели на решение вопросов, связанных с развитием территорий. Действие режима свободного порта распространяется в пятнадцати муниципальных образованиях Приморского края. В настоящее время разработкой единого обобщающего законопроекта о свободных портах России занимается Минтранс, получивший соответствующее поручение главы государства. По данным министерства, статус свободного порта хотят получить около 90% всех российских морских портов, которые участвуют в международных морских перевозках грузов. Среди них Архангельск, Мурманск и Калининград, уже направившие свои обращения соответствующего содержания.
Минувший год стал весьма продуктивным для транспортного комитета Госдумы, направившего свою работу в сторону защиты интересов профессиональных транспортных сообществ. Так, комитет по транспорту проделал серьезную законодательную работу, приняв 15 федеральных законов, повышающих эффективность транспортного законодательства, позволяющих адаптировать отдельные правовые нормы к современным условиям. Среди принятых законов появились изменения в Кодексе торгового мореплавания относительно удостоверения личности моряка, в Уставе железнодорожного транспорта по части административных правонарушений, а также другие нововведения в сфере автомобильных, морских, авиационных и железнодорожных перевозок, которые призваны стать мощной законодательной базой, дающей надежную опору развитию транспортного комплекса РФ.