Плюсы и минусы реформирования Балтийской таможни

Глава ФТС Андрей Бельянинов упразднил функции центрального таможенного поста Балтийской таможни, отвечающей за товары, которые проходят через морской порт Петербурга. Данная реформа произошла после того как глава ведомства заявил о невозможности контролировать подчиненных Балтийской таможни и объявил о передаче их основных функций постам в портах Усть-Луга и Бронка.

Согласно приказа ФТС № 2330 и других документов, с 10 февраля часть сотрудников центрального были сокращены, пост переименован в шкиперский и переехал на территорию «Пассажирского порта Санкт-Петербург» с Двинской №16, куда можно было попасть с улицы. Теперь, чтобы попасть в Балтийскую таможню, необходим пропуск, который выдают частные компании, деятельность которых никем не регулируется. В принципе, на данный момент на морской границе Санкт-Петербурга более нет главного таможенного поста, а его прежние функции распределились между шестью другими постами, включая шкиперский, которые работают каждый на свое усмотрение.

Таможенные брокеры поясняют, что для в СПб таможенное оформление товаров, перевозимых морским транспортом, в принципе, не изменилось. Теперь только появилась необходимость оформлять пропуск во все портовые зоны. Более всего от происходящего пострадали бункеровочные компании, выполняющие заправку судов топливом. Им получить этот пропуск сложнее всего. Ранее бункеровочные компании оформляли декларацию на выпуск из России дизельного топлива и мазута в центральной энергетической таможне Приморска, получая физический допуск к заправляемому кораблю на основании документов центрального поста Балтийской таможни. С 10 февраля бункеровщикам после энергетической таможни необходимо идти на пост, отвечающий за причал, у которого пришвартовалось судно. Основной проблемой стал тот факт, что пять из шести постов располагаются на территории предприятий, которые устанавливают свои собственные правила. Единственным постом за пределами частных территорий является пост Гавань.
Руководитель одной из бункеровочных компаний рассказал, что на таможенные посты без знакомств теперь людям практически не попасть, что тормозит работу бункеровщиков, так как львиную долю времени занимает оформление пропусков, которые выдаются им не очень охотно. Одновременно с этим таможенным брокерам пропуска получить намного легче.

Помимо бункеровщиков пострадали также некоторые крупные компании. Например, «Лукойл-бункеру» пришлось нанять специальную брокерскую фирму не только для получения услуг таможенного оформления, но и для оформления пропусков, а компания «Газпромнефть марин бункер» итак работает через брокера уже несколько лет. Ряд других компаний также вынуждены были нанять брокера, но это не вся проблема. Помимо пропускной системы каждый пост ввел свои правила и требования. Например, для одного и того же судна, которому необходимо 300 тонн дизтоплива, один пост оформляет весь объем, а другой – почему-то лишь 50 тонн. Клиентам такую разницу объяснить невозможно. Не удивительно, если после таких  новшеств часть компаний перенесет перевалку российских грузов через порты Эстонии, Литвы и Латвии.

Несмотря на жалобы участников рынка, Федеральная таможенная служба не собирается отказываться от проведенной реформы. Там говорят, что это позволило им увеличить количество должностных лиц, которые уполномочены совершать таможенные операции с судовыми припасами, сократив тем самым время на их совершение. Также реформа была проведена по результатам успешного эксперимента, в котором часть функций центрального поста взяли на себя сотрудники Турухтанного таможенного поста, благодаря чему срок оформления импорта сократился с трех дней до одного. К тому же в таможне обещают провести обучение персонала для более эффективной работы.