Париж становится лидером речной логистики

В Европе, и в частности во Франции, в последнее время особое внимание уделено развитию речных перевозок. Толчком к этому послужили как экологические проблемы, так и выделенная государством материальная помощь на программы развития речного транспорта, которую во Франции можно будет получить только до 2017 года. В частности экологический закон Гренель-2 определяет векторы экологического развития в следующих сферах: управление в сфере окружающей среды и оптимизация переработки отходов, транспорт и строительство. В крупных городах Франции этот процесс идет по-разному.

Несомненно, лидером в речной урбанистике считается Париж. Он связан с морским портом Гавр рекой Сеной – основной судоходной артерией страны. Порт Парижа является вторым по величине внутренним портом Европы вслед за немецким Дуйсбургом. В нем ежегодно переваливается около 20 млн тонн грузов. Структура Парижского порта – это 70 различных портов с десятью мультимодальными платформами, расположенными на речных берегах общей протяженностью около 500 км. Через этот порт проходит 13% всех грузов столичного региона Иль-де-Франс, большинство из которых – стройматериалы, которые составляют до 70% всей грузовой базы. Так же по реке осуществляется перевозка грузов из Германии и других северных стран Европы.

Порт уже сумел реализовать несколько внутригородских транспортных проектов, среди которых доставка продуктов торговой сети «Franprix», стройматериалов сети «Point P Paris» и распределение мелкооптовых партий товаров «Vert chez Vous». Также по Сене производится транспортировка пластикового и строительного мусора. Сейчас ведется создание терминала, через который будут вывозить грунт с новых строек – линии городского общественного транспорта, многофункционального центра дистрибуции,  логистической платформы городской дистрибуции.

Предприятия, которые вместе с портом участвуют в реализации проектов внутригородских речных перевозок, получают стартовую финансовую помощь от региона, а операторы комбинированного транспорта еще и помощь от государства. Хотя в последнее время эта материальная поддержка урезана, но она необходима для старта, чтобы  компенсировать  издержки при вхождении на рынок, как например, покупку специальных контейнеров, переоборудование причалов, модернизацию судов, снижение погрузки и т.д. Отдельные логистические цепочки способны достичь момента безубыточности достаточно быстро. Ускорить процесс превращения этих инвестиций в прибыль поможет ужесточение правил, которые касаются использования грузового автотранспорта в самом Париже и городах столичного региона. Власти Парижа также предусмотрели в своем урабанизационном плане совместное использование портов для промышленных и туристических целей, организации речных грузоперевозок из Франции в другие страны.

Рост речных перевозок повлек за собой необходимость в модернизации флота, на что в 2008-2012 годах уже было потрачено 16.5 млн евро. На период  2013-2017 г.г. действует новый план модернизации флота, целью которого является стимуляция судовладельцев к улучшению энергоэффективности своих судов, повышение их экологичности путем снижения выбросов газов, омоложение флота в целом и адаптация его к перевозкам новых разновидностей грузов, повышение безопасности транспорта. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности речного транспорта Парижа.