О развитии транзитного потенциала партнеров по ЕАЭС

Страны ЕАЭС продолжают решать вопросы, направленные на реализацию многих важных стратегических проектов, выражая готовность работать на перспективу и обеспечивать экономический рост внутри государств-участников союза. Они заинтересованы в международном сотрудничестве с Востоком и Западом, желая быть конкурентоспособными, для чего расставляют правильные приоритеты и продумывают дальнейшие шаги осуществления намеченных планов.

Одной из главных задач ГТК на 2015 год является повышение транзитного потенциала Беларуси. В ведомстве считают, что транзитная привлекательность республики очень важна, так как увеличение объемов транзитных грузов обеспечивает государство большим количеством платежей. Невзирая на ряд кризисных моментов, транзитный поток транспорта не уменьшается. Пограничные пункты оснащены самым современным оборудованием, прекрасно справляются со своими задачами, практически отсутствуют задержки автомобилей с грузами, пересекающими границу. В пиковые часы, особенно перед праздниками, ГТК принимает необходимые меры, перераспределяя силы и средства, имеющиеся в его таможенной системе. Беларусь стремится, чтобы перевозчики, из какой бы страны они не ехали, могли комфортно и быстро пересечь ее территорию. Этому призвано способствовать создание транспортно-логистического центра в Могилеве, запланированное на текущий год. Современные технологии позволят обрабатывать грузы по ускоренному варианту, в том числе грузы с Эстонии на Россию, транзитные и импортные.

Белорусским железнодорожникам приходится задумываться над вопросами повышения конкурентоспособности железнодорожных пассажирских и грузовых перевозок и совершенствования процесса международных перевозок. Сотрудничество с ж/д администрациями зарубежных стран поможет привлечь в Беларусь дополнительные объемы перевозок грузов, вести согласованную тарифную политику, развивать инфраструктуру приграничных ж/д участков, модернизировать ж/д участки в международных транспортных коридорах, развивать перевозки контейнерными поездами. Кроме всего прочего, Беларусь будет участвовать в транспортных мероприятиях международного значения.

Основное направление сотрудничества на международном уровне – это взаимодействие БЖД с ЕЭК в рамках договора о ЕАЭС, где проводится работа, направленная на совершенствование нормативно-правовой базы, реализацию соглашений между железнодорожными компаниями Беларуси, России и Казахстана. Беларусь готова к сотрудничеству с компаниями-производителями из зарубежных стран, занимающихся выпуском подвижного состава, оборудования и специальной ж/д техники. Она хочет всецело внедрять ресурсосберегающие и энергосберегающие технологии, реализовывать технические и инфраструктурные проекты. Ей важны вопросы электрификации ж/д линий, поставки, эксплуатации и обслуживания подвижного состава, отвечающего всем современным требованиям, модернизации маневровых тепловозов, организации пассажирского сообщения между Москвой, Брестом и Берлином, где планируется использование поездов, выпускаемых компанией «Тальго».

Выгодное географическое положение Беларуси способствует тому, что БЖД может перевозить грузы во многие восточные и западные страны, а также осуществлять комбинированные перевозки, задействовав другие виды транспорта. Брест, Барановичи, Колядичи и Степянка имеют крупнейшие терминалы с полным комплексным обслуживанием клиентов.

О скором завершении работ на своем участке транспортного коридора рапортует и Казахстан, хотя развитие транзитного потенциала республики имеет ряд проблем, без решения которых рынку логистических услуг трудно продвигаться в нужном направлении. Внутренняя логистика для Казахстана крайне важна, но на данном этапе состояние дорог в стране настолько удручающее, что приходится подвергать большому сомнению безопасность перевозок. Без срочного ремонта могут обойтись только 14% всех казахстанских дорог, капитального ремонта требуют 65% автодорог. Транспортной стратегией страны на 2015 год предопределена разработка целевых программ, направленных на развитие транспортной отрасли, роста грузоперевозок автотранспортом из Казахстана. Этому также призвана способствовать программа «Хоргос-Восточные ворота». Она предполагает возведение таких объектов, как аэропорт, сухой порт, новый участок железной дороги, автодорога и пр. С развитием транзитного потенциала Казахстан получит возможность повышать инвестиционную привлекательность регионов, развивать их экономику, снижать транспортно-логистические издержки, создавать новые рабочие места. Кроме того, государство хочет расширить свое присутствие в Каспийском море и планирует строить портовую зону, имеющую паромную переправу (поселок Курык), а также прокладывать ж/д линии. Чтобы доставлять сырье из Азии и РФ в Иран, через Казахстан и Туркменистан пройдет транзитный ж/д коридор. В целом же, для развития транспортной инфраструктуры Казахстана и его транзитного потенциала государство планирует инвестировать в разные проекты около 28 млрд. долларов.