Китайская инициатива запуска и продвижения масштабного проекта ЭПШП (Экономический пояс Шелкового пути) по достоинству оценивается в Российской Федерации. По сути, это новые подходы к взаимодействию между государствами евразийского экономического сообщества и Китаем, реализация совместных инфраструктурных проектов, упрощение правил торгового взаимодействия, укрепление кооперации финансовых институтов этих стран. Такое заявление было сделано главой Минпромторга РФ Денисом Мантуровым в ходе встречи с министрами промышленности государств-участников БРИКС (РФ, Индия, Бразилия, ЮАР, Китай), проходившей 20 октября нынешнего года в российской столице.
По мнению экспертов, стыковка форматов ЕАЭС и ЭПШП, зафиксированная подписанием соответствующего меморандума между сторонами, даст все основания рассматривать проект как евразийскую интеграцию в рамках АТР. Как подчеркивает Д. Мантуров, проекты интеграции Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического сообщества, гармонично дополняющие друг друга, открывают новые уровни для партнерства и увеличения объемов грузоперевозок из Китая, что, фактически, создаст основу под общее экономическое пространство. Российский министр считает, что первоочередной задачей реализации данного проекта должно стать инфраструктурное логистическое и транспортное развитие, а также гармонизация законодательных норм в сфере перевозок. По его мнению, другое, не менее важное направление, заключается в создании специального режима инвестирования в зонах трансграничного сотрудничества в экономике, предназначенного для промышленных отраслей. Помимо этого, Мантуров уверенно заявляет о дополнительной динамике развития торгово-экономического взаимодействия евразийского сообщества с Китаем, возможной благодаря созданию зоны свободной торговли и переходу к национальным валютам во взаиморасчетах.
Специалисты усматривают огромные перспективы развития нового экономического пояса, выстроенного при участии стран ЕАЭС и Китая в евразийском пространстве. Не только Китаю, но и другим потенциальным участникам ЭПШП предстанут возможности в получении максимальных экономических преимуществ. Для евразийского региона это будет означать максимально эффективное использование интеграционного потенциала всего сообщества, направленного на его развитие. По имеющимся данным, Азиатским банком развития уже было зарезервировано восемь миллиардов долларов, которые предназначаются на транспортные инфраструктурные проекты в рамках реализации данного проекта.
Как известно, подписание совместного заявления о стыковке развития государств ЕАЭС с проектом ЭПШП состоялось в мае нынешнего года. Стыковка будет способствовать формированию надежных цепочек поставок между сообществом и ЭПШП, избегая «узких мест», зависящих от сроков таможенного оформления грузов, стандартов и норм регулирования их трансграничного перемещения и ряда других аспектов.
Недавнее заседание сената Казахстана ознаменовалось принятием закона о ратификации договоренности правительств государств-членов ШОС (Шанхайская организация сотрудничества), направленной на создание благоприятных условий международным автомобильным перевозкам. Главные цели соглашения состоят в координации взаимных усилий для развития подобных перевозок, упрощении документооборота, гармонизации таможенных процедур, а также требований, связанных со сферой международных автомобильных перевозок. Так, с применением положений соглашения отечественные перевозчики смогут осуществлять в Австралию, страны Юго-Восточной Азии и Канаду транспортировку грузов с логистического терминала, расположенного в порту Ляньюньган (Китай), а также в обратном направлении. Как известно, данный порт в основном занимается перевалкой транзитных грузов из Казахстана в вышеуказанные страны и обратно.