Порт Тамань, по мнению UCL Holding, способен возместить острый дефицит пропускных способностей черноморского бассейна. Однако там, как и на Балтике, нет нужного количества глубоководных и специализированных терминалов. Новороссийский морской торговый порт сегодня работает на пределе своих возможностей, и нет резервов для увеличения его пропускных способностей. На сегодняшний день решено для связи Крыма с материком открыть контейнерную линию Новороссийск-Севастополь.
В настоящий момент на Черном море наблюдается острый дефицит пропускной способности. Что касается контейнерных грузов, то сейчас все идущие из Юго-Восточной Азии, Африки, Северной и Южной Америки контейнеры вынуждены проходить дополнительную перевалку в европейских глубоководных портах. На Балтике российские порты способны принять грузы из Эстонии, Финляндии, Латвии и других европейских стран контейнеровозами вместимостью в 4 тыс. TEUs, а на Черном море – максимум 6 тыс. TEUs. Из-за этого на каждом контейнере теряется около $200, а порт Тамань предполагает наличие глубоководного терминала, способного пропускать 100 контейнеров в час.
По словам представителя UCL Holding, Новороссийский морской торговый порт функционирует на пределе возможностей, а резервов для увеличения его пропускных способностей нет. Помимо этого, объемы экспорта зерна из России к 2020 году могут удвоиться, что уже в 2017–2018 гг. приведет к исчерпанию пропускной способности зернового терминала Новороссийского порта.
К тому же существует мнение, что через 10–15 лет могут также удвоиться объемы экспорта угля из России, а ни Новороссийск, ни Туапсе не имеют специализированных угольных терминалов. Альтернатива в виде существующих портов полуострова Крым также не реальна, так как там расположены только старые мелководные порты, к тому же ограниченные городской инфраструктурой.
По указанным причинам необходимо форсировать создание сухогрузного порта Тамань, применяя принципы государственно-частного партнерства соответственно федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Согласно проекту здесь должны быть создана инфраструктура для обработки навалочных грузов – терминалы для перевалки угля и зерна, минеральных удобрений, железорудного концентрата, серы, стали и контейнеров, в том числе доставленных автомобильными перевозками из Казахстана, Армении, Таджикистана и т.д. Это предполагает создание гидротехнических сооружений, объектов автодорожной, железнодорожной и инженерной инфраструктуры. В мае прошедшего года по проекту уже получено положительное заключение государственной экспертизы, а выход на полную проектную мощность в 94 млн тонн в год запланирован в 2025 году.
Сегодня Крым испытывает острый недостаток сообщения с материком. В декабре для улучшения ситуации начала свою работу контейнерная линия Новороссийск – Севастополь. Перевозки осуществляются сухогрузом «Сильный», кругорейс по данному маршруту осуществляется по расписанию один раз в неделю. К перевозке разрешены TEU и FEU максимальной загрузки 26 и 28 тонн соответственно, опасные грузы в упаковке класса 1.1-1.6; 1,4 S.
Формировать очереди на накопительных площадках, распределять автомобильные потоки по грузовым портам, распоряжаться постановкой судов к причалам и погрузочно-разгрузочными работами на данной контейнерной линии будет АНО «ЕТД».