Санкции и рецессии привели к тому, что на рынке автомобильных грузоперевозок импортный грузопоток сократился на 20%; поставки продовольствия уменьшились на 25%, и на 40% снизились показатели по импорту машин, транспортных средств и оборудования.
Специалист по логистике Людмила Симонова считает, что усложнение цепочек поставок связано с существенным изменением структуры международных грузоперевозок и их географии, хотя при падении мировых цен на сырьевом рынке и снижении курса рубля наблюдается 4% увеличение экспортного грузопотока из РФ. Вместе с тем, география импортных поставок в Россию продуктов питания (рыба, мясо, овощи, фрукты) в период с января по июль нынешнего года распределяется следующим образом:
– 40,1% – через порты Санкт-Петербурга;
– 27,7% – через порты Юга;
– 6,1% – через порты Дальнего Востока;
– 2,4% – через порты Калининграда;
– 5,4% – через европейские страны, имеющие с Россией сухопутные границы;
– 4,7% – через сухопутную границу с Китаем.
Как стало известно из сообщения пресс-службы финско-российской торговой палаты, финским компаниям удалось адаптировать свою деятельность к условиям, сложившимся в торговых отношениях с Россией, и даже несколько увеличить показатели бизнеса в РФ. Они ожидают, что в скором будущем ситуация, хоть и незначительно, но улучшится. Финские бизнесмены, правда, по-прежнему опасаются неопределенности российской деловой среды и состояния российской экономики. Действующие взаимные санкции препятствуют финансированию и сводят к минимуму экспортные доставки грузов из Финляндии в Россию с продуктами питания. Так, с января по июль нынешнего года финские компании снизили свой экспорт на 32%, правда, в последнее время его падение становится менее заметным. В секторе торговли сокращение весной составляло 52%, затем темпы сокращения изменились до 40%. Сокращение в промышленности в весенний период достигало 55%, позже показатель остановился на 30%.
По данным проведенных исследований, самая большая проблема состоит в неустойчивом курсе рубля. Второе место занимает усложнившаяся политическая ситуация, а также усиление рисков. В общей сложности, эти проблемы отрицательно сказываются и на финском экспорте, и на финском бизнесе в РФ. 66% респондентов ожидают, что в дальнейшем экономика России будет сокращаться, и лишь 18% готовы в следующем году вкладывать инвестиции в ее развитие.
За последний год, как показывает опрос ФРТП, 22% от общего количества респондентов направили свои инвестиции в российскую экономику, преимущественно, в дочерние компании. Если сравнивать эти данные с цифрами весеннего опроса, то сокращение объема инвестиций достигло 6%. 39% опрошенных респондентов удалось перенаправить свою продукцию на другие рынки, 17% респондентов заявили о безуспешных попытках найти хорошую альтернативу, остальные респонденты не почувствовали необходимости в поисках новых рынков. Это исследование свидетельствует, что при уменьшении количества заказов, компаниям по-прежнему удавалось их получать, но некоторые респонденты вынуждены были искать замену российскому рынку и отменить международные грузоперевозки из Европы в Россию со своими грузами.
Если говорить о российской политике импортозамещения, то ее влияние на финский малый и средний бизнес затронул от 17% до 22% компаний. По прогнозам, финские компании и предприятия будут и в дальнейшем сокращать свои инвестиции, опасаясь рисков и проблем, связанных с нестабильностью рубля и российской экономики. Из 700 опрошенных представителей финского бизнеса почти 40% признались, что уже сбывают свою продукцию за пределами российского рынка. Это касается всех групп товаров, но выше всех – показатели по снижению экспорта продовольствия.
Падение импорта коснулось и автомобильного рынка. Так, с января по сентябрь текущего года сокращение ввоза новых иномарок достигло 53%. Наибольшее падение коснулось поставок автомобилей японского производства Nissan, Mitsubishi, Toyota (80,4%, 72,3% и 44,8% соответственно). Немецкие автоконцерны Audi, Mercedes, BMW сократили свой импорт в Россию на 19,7%, 18,2% и 17,1% соответственно.
О том, что экономические отношения с Россией пошли на спад заявляет и венгерский посол Янош Балла, в частности о падении доставок из Венгрии в Россию продуктов питания. Он добавляет, что в Венгрии отсутствует особое беспокойство от утраты позиций на российском рынке, и все же сожалеет об ослаблении торгово-экономических отношений с Россией, которая раньше занимала второе место среди всех торговых партнеров Венгрии.