Китай и железнодорожный транзит

В последнее время Китай активно развивает сотрудничество со многими странами в области транспорта и логистики, продлевая свой «Шелковый путь» во всех направлениях. Интерес Китая понятен – он хочет поставлять свои товары по всему миру в более короткие сроки и с меньшими финансовыми затратами, чтобы его продукция продолжала оставаться конкурентоспособной. Такое положение вещей сегодня на руку зарубежным партнерам Китая, по территории которых он прокладывает пути.

Так, открыт уже третий прямой железнодорожный грузовой маршрут протяженностью в 8834 км, который соединяет китайский порт Инкоу с Европой. До этого также были открыты новые грузовые железнодорожные маршруты Инкоу – Варшава и Инкоу – Москва.

Открытием маршрута Инкоу (провинция Ляонин, Северо-Восточный Китай) – станция Центролит (Беларусь) Инкоу внес свой вклад в реализацию стратегии «Шелкового пояса и пути». Транзитное время грузового железнодорожного еженедельного сервиса по маршруту Инкоу - Центролит составляет 10 дней. Маршрут проходит по Маньчжоули, Забайкальску, Чите, Улан-Удэ, Новосибирску, Екатеринбургу и Москве. Конечная станция Центролит находится в Гомельской области Беларуси. Первый грузовой состав вышел из порта Инкоу в конце июня с 50 FEU (эквивалент 40-футового контейнера) с грузом промышленного оборудования и установками общей стоимостью $6 млн.

Казахстан также подключился к китайским железнодорожным проектам Нового Шелкового пути и рассчитывает к 2020 году вдвое нарастить транзит грузов по железной дороге за счет перевозок из Китая. Об этом сообщает национальный железнодорожный перевозчик «Казакстан темир жолы».

Масштабный проект «Новый Шелковый путь» был инициирован главой государства и за последующие 5 лет транзитный грузопоток через Казахстан должен вырасти в два раза и дальше достичь объемов в 50 млн тонн, увеличатся также и перевозки из Казахстана в Россию с другие государства.

Как отметил господин Камалиев из КЖТ на недавнем совещании в Астане по вопросам развития железнодорожного машиностроения, чтобы сформировать в Казахстане транспортно-логистическую систему мирового уровня Казахстану крайне важно развивать национальное производство железнодорожного подвижного состава. По его словам «Казакстан темир жолы» в рамках госпрограммы индустриализации создает все условия для поэтапной замены устаревшего подвижного состава, преобразовывая машиностроительный комплекс в ведущий многоотраслевой сектор промышленности.

А вот в РФ объем транзита в сообщении Россия-Китай за первые пять месяцев текущего года уже увеличился более чем вдвое. По информации Международной ассоциации «Координационный совет по транссибирским перевозкам», с начала этого года объем железнодорожного грузопотока увеличился до 172,8 тыс. TEUs. Стоит отметить, что именно из Китая по территории России идет самый большой поток транзитных грузов, в том числе и грузов из Индонезии. Если в 2014 году за январь-май было перевезено 14,7 тысяч TEUs, то в 2015 году в тот же период – 30,4 тысяч TEUs. Получается, что объемы выросли в 2,1 раза. Транзит увеличился с начала года также и в сообщении с Японией – на 60%, а вот с Северной и Южной Кореей он упал на 84% и 28% соответственно. За весь 2014 год транзит в сообщении с Китаем вырос на 98%, с Японией – на 102%, а доставка грузов из Кореи в Россию транзитом – на 4%.

Сухопутная часть суперпроекта Шелкового пути – масштабный инфраструктурный проект, с ориентацией на строительство высокоскоростных транспортных железнодорожных и автомобильных сетей по всему евразийскому континенту. Им предусмотрено инфраструктурное развитие нескольких экономических коридоров Азия – Европа. Россия участвует лишь в одном из них – Северном. Он проходит от Пекина по Западному Китаю и Казахстану, далее по российской территории до Балтийского моря с ответвлением на Беларусь, Польшу и Германию.