Как таможить самолеты

Правительство обсуждает введение еще одной скрытой меры поддержки российского авиапрома, а также обновления парка авиакомпаний в принудительном порядке. Как выяснилось, ввоз в Россию судов без пошлин и налогов может ограничиться самолетами, возраст которых не превышает 8 лет.

В настоящее время большинству перевозчиков принадлежит довольно старый парк, где большая часть самолетов превышает десятилетний возраст. Представители отрасли высказывают опасения относительно сложностей в пополнении парка, которые будут вызваны новацией, а также увеличения расходов на лизинг и сокращение числа авиакомпаний. А вот крупным перевозчикам идея может понравиться, так как они могут совершать закупку новых воздушных судов.

В Минтрансе и Минпромторге рассматриваются варианты по продлению сроков временного ввоза турбовинтовых и среднемагистральных самолетов без взимания налогов и пошлин. Зависимо от того, какой тип и емкость судна, предлагается еще на 7-13 лет продлить срок действия документа Таможенного союза. Нововведения связывают с периодом эксплуатации авиационных судов в России, который продлевается с 5 до 12 лет. Предлагаемые ограничения ввоза самолетов без сборов распространяются на суда до восьми лет эксплуатации, а с тех самолетов, которые эксплуатируются долее восьми лет, компаниям придется платить представляемый к возмещению НДС без взимания пошлины при процедуре растаможки грузов. По подсчетам, средний объем выплат по отрасли будет ежегодно составлять около 24 млрд. рублей.

До 01.01.17 авиакомпаниям разрешается беспошлинный ввоз самолетов и их использование до 2021 года. Это положение не распространяется на конкурентов SSJ100 с емкостью от 50 до 110 мест. Учитывая ставку пошлины, составляющую 20 процентов таможенной стоимости, и НДС, доплата с покупателя равняется 41,6 процента. Этот вопрос, как подтвердили в Минпромторге, действительно находится на обсуждении, а авиакомпании и Минтранс ведут совещания соответствующего содержания. Представители Минэкономики подтверждают, что ближайшее заседание подкомиссии таможенного тарифного и нетарифного регулирования при правительственной комиссии экономического развития и интеграции будет посвящено продлению срока временного ввоза авиационных судов иностранного производства без взимания пошлин и налогов, учитывая ограничения по срокам эксплуатации. В Минпромторге высказывают убеждение, что в результате средний возраст парка самолетов уменьшится.

Из данных, предоставленных Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта, следует, что 56% всех 541 единиц судов иностранного производства имеют возраст более 10 лет, не учитывая парк группы АЭРОФЛОТ, где такие самолеты составляют 75 процентов. В АЭВТ прогнозируют, что в период 2017/22 год российскими авиакомпаниями ежегодно будет ввозиться порядка 60 самолетов, включая единицы, требующие продления договора лизинга. Игроки рынка говорят об искусственно создаваемом барьере в планировании парка судов, которым становятся новации. В авиакомпаниях высказывают опасения, что издержки и лизинговые платежи, которые значительно выше у новых самолетов, по сравнению с подержанными моделями, будут возрастать, а объемы авиаперевозки грузов – падать.

Систему пошлин и налогов сохраняли и для категорий авиационных судов, производимых в РФ. По действующим условиям интересы отечественного авиапрома не затрагиваются, так как с возрастными ограничениями массового перехода авиакомпаний к закупкам российских самолетов не произойдет. Один из представителей авиапрома говорит, что использование новой меры позволит минимизировать ввоз очень подержанных единиц авиационной техники, и тем самым обеспечит поддержку безопасности полетов. А по истечении восьмилетнего срока произойдет выравнивание условий продажи самолетов иностранного производства и новых российских единиц, которые пока находятся в худшем положении. Существует другое мнение экспертов, которые утверждают, что самолеты в рамках жизненного цикла не имеют сроков годности, и способны находится в эксплуатации до 40 лет. Они приводят в пример парк самолетов в США, возраст которого в два раза старше, чем российский парк. Нововведение же может привести к ликвидации ряда авиакомпаний, а это, в свою очередь, отрицательно скажется и на самой отрасли, и на экономике в целом.