Как Латвия планирует выйти из транспортного кризиса


В Рижском свободном порту предоставляются территории для развития бизнеса, а также осуществляется помощь по привлечению для этого европейских субсидий. Раньше через Прибалтику вывозились пиковые объемы массовых грузов, тогда как в настоящее время на перевалочный бизнес оказала сильное воздействие конъюнктура рынка с ее беспрецедентно низкими ценами на углероды, из-за чего балтийским, да впрочем, и русским портам пришлось «притормозить».

В этих условиях конкурентам из Клайпеды удалось показать 41% прироста объемов нефтепродуктов. Объяснение этому простое: снабжение идет через порт Мажейкяйский НПЗ, активно пользующийся низкими ценами нефти для роста собственной рыночной доли, чтобы включиться в производственную цепочку.

Производственный сектор помогает и Рижскому порту выстраивать свою долгосрочную политику. К примеру, проект RFT (Riga Fertilizer Terminal), включенный в структуру вертикали интегрированного бизнеса УРАЛХИМ, концентрирует точки прибыли в одних руках. У порта имеются свободные территории для тиражирования этой модели и даже предоставления помощи инвесторам в виде налоговых льгот вплоть до 2035 года и в виде финансирования из фондов ЕС. Получив такое финансирование, RFT потратил менее двух лет на строительство крупного автоматизированного терминала с подземными галереями и купольными складами.

В Риге могут предоставить прекрасные условия для доставки грузов из Индии и Ирана по новому транспортному коридору Север-Юг, проект которого был озвучен в ходе «ТрансРоссии 2016». Благодаря долгосрочной аренде участков можно согласовать действия по строительству причалов и подъездных путей, осуществить углубление акватории. Непростая ситуация в портовом деле не позволяет порту оказывать существенное влияние на частные проекты, так как их реализацию определяет частный капитал. Свой негатив вносят и взаимные санкции РФ и западного мира, хотя противостояние когда-нибудь снизится и начнется восстановление взаимной торговли. В Риге уже сейчас занимаются поиском путей диверсификации деятельности, чему способствует сотрудничество с государствами, не подпадающими под санкции. Прежде всего, это Южная Америка, Индия и Иран, а также доставки из Азии.

Руководство латвийской транзитной отрасли только в нынешнем году уже несколько раз приезжало с визитом в Москву для переговоров с представителями Минтранса. Улдис Аугулис, министр сообщения Латвии, поделился с «Вестями Сегодня» своими впечатлениями от состоявшихся встреч. Он высказался позитивно относительно диалога с Москвой и поделился первоочередными задачами, среди которых – остановка падения грузопотока. Если ситуация будет складываться благоприятно, следующим этапом станет возврат к прежним объемам транзитных грузов России через Латвию. Латвийский министр указал на факторы, которые мешают быстрому решению этих проблем: геополитика, санкции, курс российского рубля, конкуренция в портах Балтии, не самые лучшие отношения с РФ, мешающие осуществлению перевозок из Латвии и обратно. Позитивным моментом стал уже сам диалог министров транспорта, на продолжение которого надеется господин Аугулис. По его словам, есть необходимость в подписании нового соглашения о сотрудничестве в железнодорожной отрасли, которое согласовано Россией и Латвией, а теперь его согласования ждут со стороны Еврокомиссии. Еще одним достижением стала договоренность сторон о проведении в июне заседания рабочей группы по вопросам транспорта при межправкомиссии. В мае в Риге состоится форум министров транспорта из Восточной и Центральной Европы, на который приглашены и представители Китая. При подведении итогов встреч Аугулис выразил уверенность, что транзит и дальше будет оставаться важнейшей отраслью латвийской экономики, которая обеспечивает занятость 84 000 человек и дает 10 процентов ВВП.