Из Турции могут запретить ввоз продуктов питания

Российское правительство, получив поручение премьера Медведева, готовит ответные меры по отношению к Турции за недавний инцидент с российским бомбардировщиком, атакованным турецкими ВВС. Прежде всего, Москва собирается ограничить поставки некоторых видов турецкого продовольствия на российский рынок.

На заседании правительства, проходившего 26 ноября, Д. Медведев поручил правительству разработать предложения экономического и гуманитарного характера, которые стали бы ответом Турции на атаку российского военного самолета СУ-24. Этими мерами, прежде всего, должны быть ограничены поставки продуктов питания из Турции в Россию. Премьер отметил, что сроки действия предполагаемых мер будут зависеть от дальнейших событий в мире, а также развития российско-турецких отношений. В Минсельхозе уточнили, что пока не обсуждали вопрос о введении запретов, зато уже прибегли к тотальному контролю перевозок из Турции в Россию с продукцией и анализу структуры турецкого продуктового импорта. По заявлению главы Минсельхоза А. Ткачева, 15% продукции турецкого сельскохозяйственного производства не соответствует нормам, принятым в РФ. За истекший период нынешнего года было выявлено порядка 40 случаев присутствия в турецкой продукции веществ, которые представляют угрозу здоровью потребителей. В Россельхознадзоре подтверждают, что уже сегодня готовы к совместным действиям с таможенными органами для проведения полного досмотра всей продукции, поступающей из Турции на территорию РФ. В ведомстве утверждают, что на протяжении всего года проводится «усиленный контроль» всей турецкой продукции, особенно товаров высокой группы риска, к которым относится мясная продукция, кондитерские изделия, плодоовощная продукция и продукты ее переработки. В результате обследований, добавляют в ведомстве, из розничного оборота изъято свыше 800 кг продукции, не соответствующей нормам безопасности и требованиям качества. Тотальные проверки коснулись также процесса растаможки одежды и обуви из Турции, других промышленных товаров.

По данным Минсельхоза, в 2014 г. турецкий импорт в Россию составил 4% от общего объема российского импорта продуктов питания. За 10 месяцев нынешнего года Турцией ввезено продовольствия на сумму 1 млрд. долларов, самыми крупными категориями продуктов были и остаются томаты и цитрусовые, составляющие больше половины объема поставок. Отныне Россия собирается полностью заместить турецкие томаты плодами, выращенными в Иране, Марокко, Израиле, Узбекистане и Азербайджане. Частичное их замещение возможно также за счет отечественного производства, которое активно растет благодаря инвестициям в развитие российских тепличных хозяйств. Российское производство тепличной продукции (огурцы, помидоры, салаты) уже в два ближайших года может увеличиться на 350 000 тонн. Помимо этого, Россия готова к замещению турецких цитрусовых, и, как утверждает Ткачев, их в достаточном количестве можно поставлять из Марокко, Китая, Аргентины, Египта и Абхазии.

По мнению крупных российских ритейлеров, продовольственные санкции в отношении Турции ускорят процесс замены турецких поставщиков, хотя они и не собираются предпринимать активные действия в этом направлении до официального объявления запретов. Компании готовы адаптироваться к возникающим условиям и оперативно реагировать на ситуацию, чтобы не оставить российских потребителей без востребованного ассортимента продукции. Запреты также могут в ближайшем будущем затронуть и грузоперевозки автозапчастей из Турции, от которых во многом зависит отечественный автопром.

Специалисты уверены в неизбежности скорого роста цен, даже при наличии на прилавках российских магазинов всей разновидности продукции, заместившей турецкие товары. Это связано с дополнительными расходами на ее доставку из дальних стран, что не может не сказаться на среднем росте конечных цен, особенно в пик новогоднего спроса. Так, если продукты доставлять из Марокко, срок доставки увеличивается на 8-13 дней, из латиноамериканских стран – на 20-23 дня. Россиян, правда, успокаивают, что рост оборотов в сотрудничестве с Ираном – партнером в Западной Азии – позволяет надеяться на увеличение поставок продуктов из этой страны, чтобы способствовать удовлетворению потребительского спроса российских граждан.