Рынок грузоперевозок России во второй половине 2014 года значительно снизил темпы деловой активности, поскольку объемы заказов упали более чем на 30% в южных регионах РФ, и по прогнозам на будущий год они будут уменьшаться в таких же размерах. Эксперты усматривают прямую связь в ужесточении конкуренции и экономии на грузоперевозках со стороны заказчиков. Тут сказывается и обострение отношений с Украиной, и международные санкции, ограничивающие возможности в этой сфере деятельности, и неизбежное влияние курса доллара, растущего усиленными темпами, особенно для тех предпринимателей, которые имели дело с импортом, так как они стараются компенсировать свои издержки, прежде всего за счет грузоперевозок.
Отмечается, что частные лица не снижают спрос, а вот коммерческие структуры не всегда выдерживают конкуренцию, больше всего страдает малый и средний бизнес. Предпринимательская деятельность на данном этапе находится в состоянии ожидания. Многие участники рынка выражают недовольство относительно возможных поправок Налогового кодекса, которые коснутся некоторых видов предпринимательства, в том числе и сферы автомобильных грузоперевозок, когда сборы могут производиться в зависимости от грузоподъемности транспортных средств (пока же ограничиваются только торговым сбором).
Абсолютно объективным фактором является увеличение цен на топливо. В будущем году собираются увеличить налог на добычу нефти и повысить акцизы, а также разрешить ввести налог с продажи отдельных товаров, в том числе дизтоплива и бензина, в регионах. Компании, занимающиеся грузоперевозками, вынуждены будут пересмотреть свои маршрутные карты, обновить технику, перейти на более экономные виды топлива, чтобы сократить издержки и удержаться на плаву. Участники рынка грузоперевозок не исключают и негативного сценария развития экономики в 2015 г. В таком случае рынок подвергнется значительным структурным изменениям, а некоторые компании вообще вынуждены будут уйти с рынка, где останутся лишь те предприниматели, которые смогут за приемлемую цену обеспечивать клиентов качественными услугами. Как отразятся подобные изменения на экономике – пока неизвестно. Ясно одно – исчезновение недобросовестных грузоперевозчиков оздоровит рынок в целом, а для надежных и эффективно работающих компаний откроет новые перспективы.
На треть упали и автоперевозки из Финляндии в Россию. Показатели по импортным грузоперевозкам из РФ в Финляндию таковы: поставки нефти сократились на 31%, товаров химпрома – на 13%, лесной промышленности и металлургии – на 20%. Изменения коснулись и финского экспорта, который снизился на 6% в сентябре текущего года. Больше всего пострадал экспорт продуктов пищевой промышленности, снизившийся на 65%. Финляндия полностью прекратила поставки молочной продукции, хотя еще год назад их объемы оценивались в 25 млн. евро. Небольшое увеличение объемов ввоза в Россию наблюдается лишь в поставках электроники, электротоваров и транспортных средств.