Автопром хочет на экспорт

Крупнейшие автопроизводители региона Nissan и Hyundai готовы поставлять свои автомобили в Европу, если государством будет компенсирована часть затрат, идущих на оплату таможенных пошлин, и поможет в организации логистики. Вероятнее всего, рынком сбыта будет выбрана Восточная Европа, а также Финляндия и другие страны Скандинавии. Концерны рассчитывают, что им удастся повлиять на упавший спрос и избежать сокращения на предприятиях, если они попадут на эти рынки.

Петербургские заводы Hyundai, Nissan, GM, Toyota выпустили в 2014 г. 361,4 тыс. автомобилей, это на 8% ниже показателей предыдущего года. По оценкам экспертов, в нынешнем году производство сократится еще на 10%-15%. Уже в январе месяце 2015 года итоги продаж продемонстрировали падение 20-35%. Ослабление рубля заставляет производителей искать рынки сбыта в других странах. Они уверены, что производство глобальных моделей обеспечит спрос за рубежом. Одна из компаний-автопроизводителей начала переговоры с 7 странами, и планирует достичь конкретных результатов к середине лета. В компании заявляют, что экспорт их продукции мог бы поддержать отечественное производство и привлечь гораздо больше валюты в экономику страны. В настоящее время компания Nissan, которая находится в Каменке, выпускает модели автомобилей только для рынка внутри государства. Завод Hyundai экспортирует свою продукцию исключительно в государства СНГ. Основной рынок находится в Казахстане, куда в 2014 г. компанией было продано 26 тыс. машин, это составляет 11% всего экспорта автомобилей.

Специалисты говорят, что российские предприятия международных концернов не имеют возможности развивать экспорт из-за высоких импортных пошлин в большинстве стран Европы. Поставки в зарубежные страны требуют, чтобы автопроизводители вкладывали дополнительные средства на прохождение сертификации, в адаптацию моделей и подстраивались под каждый конкретный рынок. Федеральные власти пока не могут принять окончательного решения, какую поддержку они в состоянии оказать автопрому (речь идет о компенсации импортных пошлин, субсидировании расходов по транспортировке продукции на рынки зарубежных стран, поиске логистических партнеров и пр.). Автоконцернам важно понимать, какое конкурентное преимущество имеет российская продукция по себестоимости, как локализовать производство, насколько доступной будет их продукция для потребителя. Если говорить о конкуренции, то необходимо помнить, что Nissan имеет производство в Испании и Великобритании, Hyundai – в Турции и Чехии, Ford производит авто в Испании, GM имеет предприятия в Польше. На данный момент уровень локализации завода Hyundai составляет 46%, Nissan – 39%. Из-за рубежа доставляется все остальное через Финляндию таможенным транзитом, значит, рублевая составляющая цены автомобиля может быть ниже декларируемой степени локализации в десять раз. Кризис сказался на планах увеличения уровня локализации, и производители комплектующих заняли выжидательную позицию. Не менее важная проблема, которая не обойдет стороной потенциальных экспортеров, состоит в том, нуждается ли Европа в автомобилях отечественной сборки, так как за рубежом очень противоречиво высказываются о продукции из России. Проанализировав ситуацию, взвесив все «за» и «против», петербургский концерн Toyota решил продолжать производство автомобилей для российского, казахстанского и белорусского рынков.

Автоконцерны КамАЗ, АвтоВАЗ, ГАЗ хотят поставлять за рубеж вдвое больше своей продукции, но не отказываются и от традиционных рынков СНГ. Они заинтересованы в выходе на рынки развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки. Минэкономразвития заявил, что продвигать продукцию отечественного автопрома на экспорт можно через торговые представительства, и призвал представителей автокомпаний к активным действиям в отношении выхода на внешний рынок, рассматривать порты Литвы в качестве места для перевалки. В АвтоВАЗе заявили, что в 2015 г. планируют вдвое увеличить объем экспортных поставок и довести его до 100 тыс. автомобилей. Группа ГАЗ планирует увеличение экспорта на 30% за 5 лет (в настоящее время экспортируется порядка 17%). Компания имеет около тридцати потенциальных партнеров, с которыми ведутся переговоры об организации дистрибуции их продукции. Приоритет отдается Вьетнаму, Монголии, Кубе, Африке, Латинской Америке и Ближнему Востоку, развивается экспорт в Сербию, Черногорию, Боснию и Герцеговины, Македонию. КамАЗ увеличит долю экспорта до 20%-30%. Выгодные условия, сложившиеся в IV квартале 2014 г., позволили компании увеличить экспортные поставки в два раза. Сейчас концерн договаривается с Аргентиной, чтобы наладить производство грузовиков. Эксперты высказывают мнение, что компании должны ускорить развитие экспорта в те страны, где нет конкуренции местного производства, учитывая также конкурентное ценовое преимущество.