Правила распоряжения грузом

Вопрос о переходе собственности и праве распоряжения грузом является очень актуальным для людей, задействованных в столь популярной сфере в последнее время, как грузоперевозки. Нередко многие клиенты стремятся приравнять права собственности, ответственности и саму собственность. Возможно, подобные попытки имеют под собой определенное рациональное зерно, однако с юридической точки зрения это неверно. Именно поэтому, организовывая международные морские перевозки грузов, следует ознакомиться с рядом основополагающих понятий.

Итак, что такое ответственность? В какой момент она переходит от одного физического или юридического лица к другому? В данном случае такой границей является условие ФОБ, согласно которому до него ответственность лежит на перевозчике, а после – на покупателе. Такое четкое определение окончания ответственности продавца и начала ответственности покупателя предоставляет словарь Инкотермс.

Следующая тема, которая требует более тщательного разбора – это права на груз. В качестве прав на груз могут выступать три оригинала коносамента. Таким образом, передача оригиналов от отправителя к банку, от банка к получателю представляет собой не передачу собственности, а передачу прав на данный груз. Это является важным моментом.

Третьей частью, на которую следует обратить особое внимание, считается собственность. В какой момент времени можно утверждать, что человек владеет определенным грузом? Достаточно парадоксальная ситуация возникает в процессе выкупа груза у отправителя. Посредством перечисления ему денежных средств обеспечивается возможность выкупа оригиналов коносаментов, необходимых для получения груза. После того, как груз оказался на корабле, ответственность за него несут перевозчики. Но, к примеру, в случае возникновения общей аварии просто не происходит выкуп коносаментов, вследствие чего можно утверждать, что отправитель на данный момент выступает собственником груза. Вследствие этого именно на него возлагается ответственность за оплату всех инвойсов, связанных с общей аварией. В результате возникает ситуация, когда условия ФОБ, условия Инкотермс, условия передачи собственности и условия выкупа прав на груз находятся в несинхронном состоянии.

Как видите, три основных момента, которые следует учитывать, организовывая интермодальные перевозки – это ответственность, права и собственность. Первая определяется Инкотермсом, вторые – коносаментом, а третья продиктована законодательством определенной страны.

Отдельно следует сказать о таком моменте, как товарораспределительные документы. К ним относят складочное свидетельство, морской грузовой документ (коносамент) и железнодорожный документ. Как понять, относится ли продукция к товарораспределительной? Достаточно определить, была ли предшествующая перевозка морской. В силу этого ранее выпущенный документ считается товарораспределительным.

Быстрая заявка
Новости логистики
21.10.2017 Мошенники не учли расторопности участников ВЭД

ФТС предупредила, что мошенники разработали схему и запаслись подложными документами, чтобы неправомерно использовать денежные средства участников ВЭД.  

01.10.2017 ЕАЭС и Вьетнам на 11,8% нарастили товарооборот после подписания Соглашения о ЗСТ

ЕАЭС активно снабжает вьетнамский рынок сельскохозяйственным сырьем, продовольствием и металлическими изделиями. 

16.08.2017 Россия превратилась в крупного экспортера крабов и устриц

В России увеличивается вылов морепродуктов, что положительно сказывается на росте показателей их вывоза в различные зарубежные страны.