Ситуация с перевозками опасных грузов ухудшается

Проблемы внутрироссийского рынка не удалось решить, даже прибегнув к гармонизации российских и общеевропейских правил перевозок опасных грузов. Половина рынка остается вне закона из-за недостаточной ответственности за несоблюдение правил безопасности. По данным ООН, большая часть мирового грузооборота состоит из опасных грузов, к которым относятся взрывчатые, воспламеняющиеся, ядовитые и тому подобные вещества, требующие специальных условий для транспортировки, а также перегрузки и хранения. Объемы перевозок опасных грузов железнодорожным, морским, автомобильным и авиационным транспортом в России достигают 800 млн. тонн, или 20% от общего объема грузоперевозок. На автомобильный транспорт приходится 65% от этого числа.

С учетом высокой степени дорожно-транспортных происшествий, обостряется вопрос использования дорогостоящих единиц специализированной техники, оборудования, средств защиты от всевозможных нештатных ситуаций, которые могут возникать при перевозке опасных грузов, чтобы обеспечить их безопасность. При этом, водителям необходимы квалифицированные знания об особенностях этих грузов, чтобы в случае аварии знать, как необходимо действовать. В нынешних условиях перевозчики прилагают дополнительные усилия и расходы, чтобы обеспечить безопасность грузоперевозок. Это связано с унификацией правил перевозок, ужесточением процесса подготовки документации на опасный груз и усилением требований безопасности в соответствии с Конвенцией ДОПОГ, к которой РФ присоединилась в 2012 году. Чтобы оформить международную автоперевозку опасного груза, требуются дополнительные документы с указанием всех характеристик транспортируемого опасного вещества, начиная с его наименования, номера, принятого классификацией ООН, группы упаковки и других специальных характеристик, и заканчивая наименованием и адресом отправителя и получателя груза. Помимо этого, необходима маркировка груза с соответствующим содержимому знаком, который крепится на контейнер или цистерну.

Участники рынка и эксперты жалуются на увеличение расходов, с которыми сталкиваются добросовестные профессиональные перевозчики опасных грузов, что непосредственно связано с ужесточением требований к безопасности. Однако данные требования не повлияли на ту категорию перевозчиков, которая и не собиралась соблюдать новые правила. По имеющимся данным, на внутрироссийском сообщении 50%-80% опасных грузоперевозок осуществляется без соблюдения установленных законодательством норм. Их несоблюдение влечет административную ответственность, как правило, выражающуюся в виде наложения на водителя денежного штрафа в размере от двух до двух с половиной тысяч рублей. Предусмотрено также лишение прав сроком от 4 до 6 месяцев на управление транспортом. Для должностных лиц, ответственных за перевозки, предусмотрены штрафы от 15 000 до 20 000 рублей, для юридических лиц – от 400 000 до 500 000 рублей. Оказывается, эта разница и составляет основную проблему, поскольку водителю, оформившему свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, приходится отвечать за несоблюдение правил грузоперевозок не как юридическое, а как должностное лицо.

Единый с европейцами стандарт в перевозках опасных грузов пока не обеспечивает одинакового исполнения его правил. Отсутствие у работников ГИБДД возможности по отслеживанию и проверке подобного груза и каждого перевозчика не позволяет осуществлять полноценный контроль нарушений. Эксперты возлагают вину за происходящее на пробелы в законодательстве, заключающиеся в несоразмерности штрафа и возможного ущерба для экономики государства. Рынок серых перевозчиков, транспортирующих опасные грузы, пополняется предпринимателями, а отсутствие эффективной системы контроля перевозок опасных грузов еще больше развязывает руки «серому братству», привыкшему взятками пробивать себе дорогу.

В логистике – кровеносной системе любого государства – такой бардак недопустим, поскольку его последствия могут стать крахом всей транспортной системы. Это же касается внутренних и международных воздушных перевозок грузов опасной категории, когда несоблюдение правил становится основной причиной авиакатастроф. По словам экспертов в этой отрасли, неправильный прием, упаковка или же перевозка опасного груза становятся причиной 80% авиакатастроф, где участвует именно грузовая авиатехника.