Многие заинтересованы в китайских грузопотоках

С 21 по 22 сентября в Ляньюньгане проходил 2-й международный логистический форум «Китай - Шелковый путь», в работе которого принимали участие представители многих судоходных и логистических компаний мира, в том числе из Японии, Китая, Тайваня, Южной Кореи, Казахстана, некоторых европейских государств.

Аскар Мамин, президент «Казахстан Темир Жолы», выступил перед присутствующими с докладом о развитии казахстанского транзитного потенциала, а также презентовал новую экономическую политику государства «Нурлы Жол», которая органично вписывается в контекст китайской программы «Один пояс – один путь». Глава КТЖ отметил высокую динамику деятельности казахско-китайской международной логистической компании Ляньюньгана, которой удалось обработать 150 000 контейнеров за четырнадцать месяцев. В планах компании – до 2020 г. увеличить данный показатель до 500 000 контейнеров. Примечательно, что за восемь месяцев нынешнего года количество контейнерных поездов, курсирующих между Китаем и Европой, достигло 291 единиц, тогда как показатели аналогичного периода прошлого года составляли 105 единиц.

В рамках форума прошли двусторонние встречи представителей КТЖ с мэром Ляньюньгана и губернатором провинции Цзянсу, где велось обсуждение мероприятий, направленных на исполнение договоренности по инвестированию развития «Хоргос – Восточные ворота», являющегося индустриальной и логистической зоной СЭЗ. Данное соглашение было подписано президентом Казахстана Назарбаевым и китайским руководством 31.08.2015 года и предполагает инвестиции в данный проект в размере 600 млн. долларов США. Помимо этого, прошло рассмотрение проекта, направленного на технико-экономическое обоснование логистического парка государств-участников ШОС на территории морского порта Ляньюньгана, призванного расширять деятельность казахско-китайской компании и качество ее логистических услуг. К слову, в провинции Цзянсу, развитом экономическом регионе, проживает 78 млн. человек, объем ВВП региона превышает 1,2 трлн. долларов. А у Ляньюньгана с населением 5 млн. человек – статус самого динамично развивающегося порта, ежегодно переваливающего 200 млн. тонн различных грузов.

Китай рассматривает возможность увеличить кредитование ВСМ Москва – Казань до 400 миллиардов рублей. Китайским коллегам уже были переданы российские предложения, касающиеся организационно-правовой схемы совместного предприятия. Существуют договоренности, согласно которым финансирование данного проекта должно осуществляться китайским ООО «Шелковый путь» (участник капитала SPV), а также Банком развития Китая – кредитором проекта. Есть предложение о создании ЗПИФ «Развитие ВСМ» в рамках 4-й рабочей группы по сотрудничеству РФ и Китая.

В части вопроса авто перевозок из Казахстана, то по сообщению председателя правления ГК Автодор С. Кельбаха, Газпромбанк, ВЭБ и РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций) могут осуществлять финансирование проекта «Европа – Западный Китай», являющегося транспортным коридором между европейскими и азиатскими государствами, совместно с партнерами Банка развития Китая. В первых числах сентября с Банком развития Китая был подписан меморандум, и в настоящее время происходит уточнение финансовых моделей, подготовка программы совместного финансирования ряда проектов госкомпаний, требующих внебюджетных источников финансирования. Китайская сторона готова к совместным действиям с РФПИ, Газпромбанком и Внешэкономбанком, поскольку считает их достойными доверия партнерами. Транспортный коридор между Европой и Западным Китаем должен возродить Шелковый путь, который десять веков тому был главной дорогой для доставки грузов из Азии караванами в европейские государства. Коридор свяжет Санкт-Петербург, Москву, Оренбург, Актюбинск, Алма-Ату и Хоргос. У автомагистрали будет рекордная протяженность: по российской территории – свыше 2 200 км, по территории Казахстана – порядка 2 787 км, по китайской территории – 3 425 км. В данный проект заложены принципы государственно-частного партнерства.

Со слов управляющего директора Газпромбанка Павла Бруссера становится ясно, пока не появится конкретная бизнес-модель, интерес банка к финансированию данного проекта будет преждевременным. Представители Внешэкономбанка и РФПИ вовсе отказались комментировать эту тему.