Казахстан планирует повышать транзитную привлекательность

У Казахстана имеется хорошая возможность для развития своего транспортно-транзитного потенциала. Рост транспортных показателей Казахстан может обеспечить за счет расширения транзита между Китаем и странами ЕС, так как по суше срок перевозок грузов сокращается в три раза по сравнению с морской доставкой.

Сегодня транзит через Казахстан представлен в основном грузовыми потоками регионального транзита между Центральной Азией и Россией, Центральной Азией и Китаем. Однако эксперты отмечают, что пока мало освоен транзит между Европой, Россией, Китаем и странами Юго-Восточной Азии. Решить проблему может поэтапная реализация программы Президента Назарбаева «Нұрлы жол», основой которой есть расширение транзита между Китаем и ЕС.
По прогнозам экспертов, к 2020 году объем взаимной торговли Китай – ЕС вырастет до $781 млрд., а объем грузоперевозок – до 17 млн. TEUs. В настоящий момент основная часть грузов между КНР и Евросоюзом следует морем через Суэцкий канал. Если Казахстану удастся нарастить объемы транзита по своей территории, то наземный срок доставки сократится второе.

Эксперты советуют Казахстану рассмотреть возможность создания терминальной сети в южной части КНР около крупных торгово-промышленных центров, таких как Гуаньчжоу, Шэньчжень и Фучжоу. Это позволило бы Астане сформировать собственные транзитные поезда не только с китайскими товарами, а и грузами из Южной Кореи, Японии и других, динамично развивающихся стран ЮВА, увеличить объемы грузоперевозок их Казахстана. Также такая мера повысит экономическую безопасность Казахстана, так как, акцентировав транзитные потоки только на Китай, можно поставить проект под угрозу.

В президентской программе «Нұрлы жол» уделяется особое внимание усилению транспортно-логистической роли Казахстана и в Евразийском экономическом союзе. Здесь республика может стать главным перевалочным пунктом для направления Север-Юг. Поэтому на первый план выходит реализация южных маршрутов. Особо привлекательным является выход через южный город Ирана Чабахар в Оманский залив, которым замкнется Восточный транспортный коридор. Создание собственного транспортно-логистического комплекса позволит расширить не только взаимодействие в сфере грузоперевозок, но и избежать непредвиденных задержек из-за возможной нестабильности в Ормузском проливе. Сегодня уже ведется строительство железнодорожной ветки Чабахар – Захедан в рамках более крупного железнодорожного проекта Чабахар – Захедан – Мешхед. Ветка напрямую свяжет порт Чабахар с городами Тегеран и Горган, что позволит значительно сократит сроки доставки грузов в Казахстан. По завершению строительства ветки Захедан – Мешхед Казахстан также получит выход на рынки Пакистана, Индии и ЮВА, сократятся сроки на транспортировку из Индии. Казахстан также рассматривает возможности строительства высокоскоростной автомобильной магистрали от города Узень до границы с Туркменистаном.